Заслуженный учитель РФ о школьных проблемах и современных учениках.

Расставим акценты

Наиля Кязимова: Марина Петровна, сегодня всё чаще говорят об ухудшении образования и слабости школ. Что вы думаете по этому поводу?

   
   

Марина Вишневская: Я не считаю, что наше образование стало хуже. Оно, безусловно, стало другим. Сейчас прикладываются очень большие усилия для развития этой сферы. Конечно, жизнь меняется и школа должна успевать за временем.

Хотелось бы, чтобы было больше молодых учителей, которые приносили бы новые идеи, а с этим довольно сложно. Творческие люди приходят в школу, но, к сожалению, вынуждены уходить - у начинающего учителя крайне низкая зарплата. Чтобы иметь возможность зарабатывать достаточные деньги для своего обеспечения, нужно трудиться очень много лет. На эту проблему школы стоит обратить особое внимание. Сегодня возрастной состав учителей достаточно солидный. Привлечь более молодых людей можно, предложив им достойную оплату труда.

Кроме того, современной школе нужно обратить внимание на подготовку технических специалистов. В последнее время преимущество имела гуманитарная сфера. А ведь сегодня перед нами стоит задача прорыва в технической области, созрела насущная необходимость направить как можно больше усилий на технический кластер школы - математику, физику, информатику.

- Школьная программа с каждым годом становится сложнее, а между тем нужным предметам сокращают часы. Как быть в этой ситуации?

- В школах, которые ведут профильное обучение, ученик может расширить свои знания по интересующему его предмету на дополнительных занятиях.

Это и элективные курсы, которые обязательны для посещения, и факультативные занятия, которые проходят во внеурочное время. То есть у школы есть возможность «догрузить» недостающие по тому или иному предмету часы. В законе об образовании в этом случае дана большая свобода. И если школа грамотно распределяет свой учебный план, учитывая нужды сегодняшнего дня, ей удаётся компенсировать пробелы в программе за счёт введения дополнительных занятий.

А с утверждением о перегрузке учеников я не соглашусь. Сама я школу заканчивала давно и в 10-м классе сдавала 8 экзаменов с интервалом в 3-4 дня. И, тем не менее, в моём аттестате пятёрки. Поэтому я не считаю, что нагрузки возрастают непосильно. Да, жизнь стала стремительнее и требует обрабатывать большие потоки информации, но мы от этого никуда не денемся. Это веяние времени, развитие цивилизации. Я знаю своих выпускников, которые параллельно осваивают две специальности и при этом не жалуются на трудности. Надо уметь распределять время и правильно расставлять акценты. Тот, кто умеет трудиться, достигает высот и может справиться с любой нагрузкой.

Пережиток и современность

- Как вы думаете, нужна ли форма ученикам и учителям?

   
   

- Введение единой формы для учителей я не приветствую. Но при этом учитель должен понимать, куда он идёт, и осознавать, что стиль его одежды должен быть деловым.

А вот в отношении учеников я за введение формы. Тогда школьники перестанут соревноваться в одежде и поймут, что вещи не главное. Больше внимания станут уделять самой учёбе. Но школьная форма не должна быть абсолютно универсальной, единая форма для всех - это уже пережиток. Почему бы не ввести в каждой школе разную? К тому же, я знаю, что многие частные колледжи за границей просто гордятся своей формой. Можно было бы последовать их примеру. Но важно, чтобы форма примиряла детей, а не разъединяла, внося в их взаимоотношения раздоры.

- Говорят, что дети стали более склонны к насилию. Так ли это?

- Дети изменились со временем. Но они не стали ни хуже, ни лучше, они просто стали другими. Среди них точно также есть очень добрые и не очень добрые, очень творческие и не очень творческие, очень одарённые и не очень одарённые. К насилию склонно вообще всё общество, а школа - это его слепок, его продолжение. Конечно же, стоит поменьше пропагандировать насилие с экранов телевизоров и в тех же компьютерных играх. Ведь если ребёнок видит, как за минуту человек или какое-то существо на экране убивает шестерых себе подобных, то он привыкает к тому, что это норма.

- Считаете ли вы проблемой зависимость молодёжи от интернета?

- Безусловно, зависимость от интернета - серьёзная проблема современности. И я, как преподаватель информатики, это прекрасно понимаю.

На эту тему мы много говорим с детьми, проводим исследования, работаем совместно со школьными психологами и социальным педагогом. Пути преодоления этой зависимости пока только нащупываются. Нужно сделать так, чтобы ребёнку было интересно и комфортно вне интернета. Многие дети уходят от проблем именно в виртуальную сеть. Отвлечь ребёнка от компьютера - очень серьёзная задача, которую силами одной школы решить невозможно. И родители в одиночку этого не решат. Здесь должны подключаться специалисты в области подростковой психологии. Для того чтобы понять, почему для человека важнее пребывание в виртуальном мире, нужны серьёзные научные изыскания. Можно предположить, что этому могут противостоять ценности семьи, спортивные занятия, молодёжный досуг... Так что устранение проблемы интернет-зависимости - это серьёзная государственная задача, и даже шире - цивилизационная.

Достойная замена?

- Всё больше школы стремятся перейти к электронной версии учебников, дневников, журналов. Хорошо ли это?

- Я думаю, что в этом есть и положительные, и отрицательные моменты.

К примеру, электронная версия журнала, в который выставляются оценки, - это удобная форма работы для учителей и учеников. Кроме того, родители в любое время могут спокойно зайти на сайт школы и посмотреть оценки своего ребёнка. И электронные учебники есть интересные. Думаю, что со временем школы будут всё больше использовать именно электронные версии, причём не только учебников и книг, но и любых источников информации: энциклопедий, словарей и так далее. Но как невозможно заменить хорошего учителя, точно так же невозможно заменить хороший учебник на бумаге.

- В круг ваших профессиональных интересов входит дистанционное обучение (через интернет). Чем эта виртуальная форма образования вас привлекла?

- Я считаю, что дистанционное обучение даёт дополнительные возможности для работы с детьми.

Во-первых, благодаря этому ребёнок узнаёт, что в интернете можно не только играть, но и учиться.Во-вторых, при малом количестве времени у него есть возможность получить дополнительное образование, не выходя из дома. Этот навык бесценен. Поэтому интернет-обучение - это одна из очень перспективных форм работы в современной жизни. Но, конечно же, это лишь дополнительная форма обучения. Основное образование - это всё-таки классно-урочная система.

- А как вы думаете, какой будет школа в будущем?

- Она, несомненно, изменится. Я думаю, что жизнь и цивилизация возьмут своё. Многие вещи и уроки будут заменены теми же электронными учебниками и дистанционным образованием. Школа движется в эту сторону. Но хорошего учителя и живого общения с учениками заменить невозможно.

Досье: Марина Вишневская родилась в 1955 году, выросла и училась в Саратове. В 1972 году окончила среднюю школу №42 (сегодня - гимназия №3), в 1977 году - механико-математический факультет СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Десять лет проработала программистом на оборонном предприятии. С 1987 года преподает информатику в своей родной гимназии №3. Марина Петровна - почётный работник народного образования РФ (1993), победитель Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» (2009) и регионального конкурса учителей, использующих информационно-коммуникационные технологии в работе (2012), заслуженный учитель РФ (2013).