Причём тут Саратов? Краевед - о туризме и коллективизме

Смотровые площадки

Наиля Кязимова: Вячеслав Иванович, сегодня много размышляют о том, как привлечь туристов в Саратов. На ваш взгляд, что для этого нужно?

   
   

Вячеслав Давыдов: Было время, когда Волга жила своей жизнью. В день мимо Саратова только рейсовых проплывало 8 больших (трёхпалубных) теплоходов.

Каждый день по городу ходили 1500-2000 туристов, смотрели достопримечательности. И из Саратова отправлялись небольшие пароходики до Волгограда. Сегодня же суда проходят мимо саратовского причала. До недавнего времени цена за стоянку у нас была настолько завышена, что проще было город объехать. Возможно ли развитие туризма при таком положении? Я думаю, вряд ли. А ведь Саратов хотят посетить многие. Но человек должен быть уверен, что его здесь радостно встретят, покажут город, накормят, продадут сувениры, а после тепло проводят. Надеяться на то, что некий частный инвестор возьмёт всё это дело в свои руки, не приходится. Поэтому курирующие, организующие обязанности должны быть на власти.

- Туризм в городе планируют развивать путём создания Диснейлэнда неподалёку от ипподрома. Как вам эта идея?

- Саратов - это исторический город. Если сюда будут приезжать в Диснейлэнд, то причём тут Саратов? Можно придумать десятки завлекух, на которые пойдут люди. Народ алчен до всяких зрелищ. Но Саратова в этом не будет. Привлекать нужно тем, что у нас уже есть. А это наше архитектурное наследие и сотни талантливых земляков, про которых нужно рассказывать, показывая места, где они работали и жили.

Многое можно сделать на Кумысной поляне, где ещё остались смотровые площадки. В развитых городах стоят телескопы: денежку опустил - и восхищайся архитектурой города. Рядом с такой смотровой точкой быстро разрастается и инфраструктура, поскольку людям тут же хочется попить, поесть, посидеть, развлечься, отдохнуть. Но ни один инвестор сегодня на Кумысную поляну не пойдёт, поскольку туда ведёт лишь одна-единственная дорога, по которой ездят и дачники, и жители, направляющиеся в Ленинский район. А если туда ещё туристы устремятся, то движение совсем встанет. Какой же это отдых? А ведь до революции на Кумысную поляну ходили трамваи, все было организовано.

Сказок у нас нет

- Сейчас многие исторические памятники находятся в ветхом, порой аварийном, состоянии…

- Если человек купил дом, то ему и следить за ним. Другого пути нет.

Ни государство, ни спонсор не придут и не скажут: «Давайте я вам отремонтирую дом, отреставрирую его, и будете вы жить как в сказке». Сказок у нас нет. Государство по мере своих возможностей вкладывается только в те дома, которые являются его собственностью и представляют для него интерес: Саратовский университет, Радищевский музей, консерватория... Один частный инвестор восстановил такой памятник культуры, как усадьба Шмидта на улице Радищева, 14. Правда, для проведения реконструкции сломали уникальные кирпичные ворота и забор... Зато здание теперь радует глаз. Зажил второй жизнью и особняк Скворцова на углу улиц Некрасова и Григорьева.    
   

Город - живой организм. Есть исторический центр, который трогать не надо бы, и есть городские окраины, которые должны развиваться. Естественно, что люди хотят жить в комфортных условиях, а не в обветшавших домах. Закон же запрещает изменять объём исторического здания, возводить пристройки и вести хозяйственную деятельность рядом с таким объектом.

Другое дело, что есть у нас в городе ветхие и аварийные дома, которые никакой культурной ценности не представляют. Тот же многострадальный Глебучев овраг - живущие там своими силами квартирный вопрос решить не могут и нуждаются в социальном жилье. В советское время квартиры для своих сотрудников строили предприятия. А что сейчас? Частная компания, возводящая новый микрорайон, станет выдавать квартиры людям из бараков? Да никогда в жизни! Вот и получается, что человек остаётся со своей проблемой один на один.

С нашего двора

- Какие места вы любите посещать в Саратове?

- Я - краевед, поэтому не могу выделить какое-то одно место. Мне интересен каждый дом в историческом Саратове.

Я знаю, что скрывается за его забором и что было видно из его окон несколько десятков лет назад. В поздние школьные и ранние студенческие годы мы очень любили гулять по Театральной площади вдоль сквера от улицы Максима Горького до улицы Радищева. Здесь было очень тенисто за счёт высоких деревьев. Автомобильного движения почти не было. А площадь по вечерам жила очень интенсивной жизнью: вся молодёжь до 25 лет собиралась там и играла в подвижные игры. Никто в Интернете не сидел и по подъездам не тусовался. Люди не стеснялись собираться большими группами.

Первые свои 30 лет я жил на улице Первомайской рядом с Главпочтамтом. Моего двора уже нет. Двор - это было первым понятием Родины для человека. Дети, которые росли во дворе, понимали, что это - их территория. В жаркое летнее время многие жители ночевали на улице. Мужчины стелили себе на крыше сарая, женщины с детьми располагались на раскладушках и топчанах во дворе. Никто никого не боялся. Это была совсем другая жизнь в моральном и бытовом плане. Родители выпускали детей во двор и до вечера могли не беспокоиться о них.

В прежнее время во дворе подростки организовывали концерты, разыгрывали спектакли, ходили улица на улицу играть в футбол и хоккей. Сейчас же чувства коллективизма нет ни во дворе, ни в школе, ни на производстве. Сегодня можно встретить соседа, который и не знает, что ты вот уже несколько лет живёшь с ним в одном доме…

Возможно, в этом виноваты новостройки: никакой закрытой территории, и только ветер сквозит меж домами. А человеку нужен уют.

Досье: Вячеслав Давыдов родился 27 марта 1947 года в Саратове. Учился в школах № 67 и № 13. В 1971 году окончил Саратовский институт механизации сельского хозяйства (сегодня - СГАУ им. Н.И. Вавилова). После службы в армии почти 30 лет проработал в проектном институте «Гипропромсельстрой». С середины 1980-х увлёкся краеведением. С 2002 года руководит отделом научно-технической информации в ГАУК «Научно-производственный центр по историко-культурному наследию Саратовской области».