Сегодня Россия отмечает один из самых светлых и теплых праздников - День учителя - человека, щедро дарившего нам в школьные годы частичку своего душевного тепла. Помните свои первые ученические достижения и победы? В этом тоже была роль учителя.
Насколько изменилась его миссия сегодня и с какими трудностями ему приходится сталкиваться? Насколько изменилась школа и ее воспитанники за последние 20 лет? На эти и другие вопросы корреспондента «АиФ - Саратов» ответила финалист областного конкурса «Учитель года-2011» Лариса Шалыганова.
Компьютер против чтения
- Лариса Алексеевна, поколение 90-х годов очень часто именуют «потерянным». Справедливо ли такое суждение, и чем, по вашему мнению, отличаются дети третьего тысячелетия?
- За 20 лет педагогического стажа мне довелось работать с разными детьми, и всегда ученик был интересен. Дети постперестроечного времени в большинстве своём отличались большей развитостью. В отличие от школьников сегодняшнего дня они имели устойчивые навыки общения со словарями, увлекались художественной литературой, охотно ходили в театры. Классику читают и сейчас, но поверхностно и зачастую не вдумываясь в смысловую нагрузку произведения. А это порождает скептицизм и недопонимание: кажутся нелепыми поступки и слова литературных персонажей… Все это свидетельствует о снижении культурного уровня наших детей. С другой стороны, при сегодняшней школьной нагрузке и дефиците свободного времени, наверно, не стоит удивляться этому процессу. Определенную роль здесь, конечно, сыграл и компьютер, практически напрочь вытеснивший неторопливое общение с книгой. Какое уж тут чтение в семейном кругу и разговоры по душам!? Есть ещё одно отличие: современные дети быстрее взрослеют. Они лучше адаптируются к окружающему миру, прекрасно ориентируются в непростых жизненных ситуациях. В целом, это неплохая тенденция. Меняется время - меняемся мы.
Много, быстро и неосновательно
- А насколько со временем изменилась миссия учителя? Если раньше педагог был наставником и воспитателем, то теперь он, скорее, сотрудник и помощник.
- У советской и постперестроечной школы были другие установки. Она была ориентирована на основательность и глубину знаний. Сейчас эти критерии зачастую носят поверхностный характер. Изучаем много, быстро и порой неосновательно. А ведь мы создаём человека, способного своими знаниями приносить пользу. Учитель должен подвести ребенка к осознанию того, что он сам - кузнец своего счастья. Для этого нужно любить и чувствовать детей, уметь с ними общаться. Учитель в моем понимании - это не столько тот, кто преподает математику или русский язык, сколько тот, кто учит ребенка быть человеком. Нередко случается так, что ученик, не блещущий знаниями и не отличающийся примерным поведением, оказывается искренним и добрым. А бывает наоборот: вроде бы и учится хорошо, и приветлив, и вежлив, а чувствуешь, что ребенок с «гнильцой». Всеми силами пытаешься помочь, исправить…Получается, если союзниками становятся родители. А если нет? К учительству долгое время относились с пренебрежением, считали, что люди, выбравшие эту профессию, - неудачники, не сумевшие себя где-либо проявить. Этот стереотип мешает до сих пор. Сейчас звание учителя вновь становится уважаемым и как никогда ответственным.
Телевидение провоцирует конфликты
- Сейчас очень много говорят об агрессии в обществе. Где ее корни? И что вы можете сказать по поводу ученических конфликтов?
- Скажу откровенно, мне не приходится бывать в конфликтных ситуациях, поскольку я стараюсь их предупредить. А что касается агрессии, на мой взгляд, - это вполне предсказуемый результат недостаточного личностного контакта между родителями и детьми, эмоциональное проявление детской неустроенности в современной жизни, их нешуточная обида на нас, взрослых. Агрессию в обществе зачастую провоцирует и наше малоинтересное телевидение, ориентированное на социальный заказ в виде боевиков, малосодержательных сериалов и криминальной хроники. На каких примерах воспитывать в детях доброе начало, если они не видят хороших фильмов и сказок, а общению с книгой предпочитают Интернет?! Тем не менее современные школьники прекрасно понимают нашу жизнь и осознают все свои перспективы. Их нельзя назвать аполитичными. И вопреки суждению о том, что нашей молодежи не чужд патриотизм, нередко приходится слышать фразу: «драть отсюда надо». Патриотизм в понимании школьников - это не больше, чем поболеть за футбольную команду или присоединиться к соболезнованиям по поводу несчастного случая. Мне, как учителю, хотелось бы расширить это понятие до всеобъемлющего - того, что называется любовью к Родине.
- Лариса Алексеевна, а что самое сложное в труде педагога?
- Это наша бумажная работа. Я имею в виду не планы и проверку ученических тетрадей, а разнообразные отчёты, проценты качества знаний, собирание портфолио… Это отнимает много времени, того драгоценного времени, которое можно посвятить живому общению с детьми. Другое дело, если учитель не испытывает потребности в таком эмоциональном контакте, не хочет идти на работу и тяжело проживает каждый свой школьный день. Это очень страшно и для самого педагога, и для детей, которых он учит.
Наша справка
Лариса Шалыганова - учитель русского языка и литературы. Окончила филфак СГУ им. Н. Г. Чернышевского в 1992 году. Награждена Благодарственным письмом Президента РФ. Победитель и лауреат городского конкурса «Учитель года-2010» (3 место). Победитель конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование», 2010 год. Финалист областного конкурса «Учитель года-2011» (3 место).
Смотрите также:
- Каким должен быть учитель? Педагог об уроках, воспитании и патриотизме →
- Учитель - герой нашего времени. Какая реформа не нужна школе? →
- Татьяна Усова. Школа - не химчистка →