В Саратове подвели итоги и определили победителей очередного ежегодного регионального конкурса грантов для СМИ.
Министр информации и массовых коммуникация области, член Экспертного совета Саратовского регионального отделения СЖР Александр Колоколов прокомментировал опубликованные итоги:
«Учитывая традиционный повышенный интерес к его проведению со стороны различных медиа-групп, хотел бы рассказать, для чего он организовывается, как на самом деле проводится и насколько востребован в медийной среде. Причем, высказываю свое мнение не как министр, а именно как один из членов Экспертного совета этого конкурса. Наверняка, свое слово скажут и другие мои коллеги.
Итак, конкурс – это, простыми словами, региональная грантовая поддержка журналистского сообщества для продвижения социально значимой информации в СМИ по различным направлениям деятельности исполнительных органов власти области. Люди должны знать – объективно и достоверно – что происходит в промышленности, сельском хозяйстве, где и когда будут построены новые поликлиники, отремонтированы школы и детские сады, что делается для улучшения транспортного обслуживания населения, как получить льготы и материальную помощь, как можно улучшить свои жилищные условия, где и как записаться на бесплатные спортивные секции и многое другое. В приоритете те сферы, с которыми каждый из нас с вами сталкивается практически ежедневно.
Финансовая поддержка СМИ – это обычная практика, применяемая и в органах власти, и в корпорациях, и в некоммерческих организациях. Но нужно понимать, что «помощь» и «размещение рекламных статей» - это две разные вещи. В нашем случае это именно помощь, ведь СМИ нужно на что-то жить, особенно в текущих условиях. И здесь считаю правильным не разделять СМИ на муниципальные (государственные) и частные. Нужно отдать должное правительству области, депутатскому корпусу, что несмотря на трудности бюджета, новые финансовые вызовы, связанные с геополитикой, эти статьи расходов не были сокращены вовсе.
В частности, по грантам для негосударственных СМИ сумма осталась на прежнем уровне – 30 млн рублей. Да, трудно не признать, что за два последних года эта сумма не индексировалась даже на процент инфляции, хотя стоимость и бумаги, и печати, и оргтехники, и услуг связи, и самой работы журналиста, и много другого, без чего невозможна деятельность редакций, выросла. Отрадно, что при всем при этом многие представители медийной сферы понимают, что сейчас увеличивать средства на эти цели не следовало бы, у региона есть другие неотложные бюджетные обязательства.
Хотел добавить еще об одном принципиальном моменте. По условиям конкурса участник-победитель должен софинансировать свой проект за счет собственных средств не менее, чем на 30%, то есть увеличить количество размещаемой информации на треть от первоначального так называемого технического задания. И это условие не пугает участников, некоторые этот процент увеличивают до 50. К примеру, в прошлом году совокупный условный бюджет конкурса фактически составил почти 50 млн рублей. (из них 19, 4 млн рублей – собственные средства СМИ).
Кроме того, по условиям положения о конкурсе участники-победители также за собственные средства размещают информацию в рамках своих проектов в социальных сетях, тем самым значительно увеличивая аудиторию просмотров на сотни тысяч пользователей.
В этом году конкурс прошел в 6-й раз. Количество его участников за эти годы увеличилось с 30 СМИ до 47 (в полтора раза). В 2018 году было подано 102 заявки на финансовую поддержку проектов, сегодня – 169. Как видим, интерес к конкурсу у СМИ есть и он достаточно живой, его участники не сомневаются в объективности и справедливости и они готовы принимать в нем участие, даже несмотря на довольно жесткие с финансовой точки зрения условия.
По процедуре. Оператором конкурса является местное отделение Союза журналистов России. Информация о каждом его этапе своевременно размещается на сайте организации и на сайте мининформа – все открыто и прозрачно. У потенциальных претендентов есть время и возможность ознакомиться, подготовиться и заявиться. Оценивают проекты члены экспертной группы, в которую входят деятели культуры, общественники, депутаты и сами журналисты, но разумеется, не тех изданий, которые заявились на конкурс – для предотвращения конфликта интересов.
Тематика и отбор. Как уже говорил, в этом году на конкурс было подано 169 проектов. Все они представлены в открытых источниках (сайты РО СЖР и министерства) и любой желающий может с ними ознакомиться. Не скрою, были откровенно слабые с набором общих фраз и пространных целей – «повысить, углубить , упрочить». Такие заявки конкурсная комиссия практически единогласно заворачивала еще на этапе ознакомления с постановкой цели. Были и уникальные, грамотно выверенные и рассчитанные на конкретную целевую аудиторию сообразно имеющимся у редакции информационным возможностям.
В этом году конкурс, образно говоря, пережил некую медийную реновацию и попытку уйти от поточности безликих новостей, газетных «кирпичей», трудно усваиваемой перенасыщенной цифрами аналитики, неоправданно раздутых телесюжетов. Главное – и на этом сошлось абсолютное количество экспертов – любая новость, любой информационный продукт должен с первых строк, с первых секунд привлекать и максимально заинтересовывать читателя, зрителя, слушателя. Информационный продукт должен иметь прикладное значение для жителя, быть ему полезным, «приземленным» к чаяниям человека. К слову, этим министерство сейчас занимаемся и с пресс-секретарями министерств и ведомств правительства области, перестраивая свою информационную работу по принципу «от количества к качеству». Кроме того, рассматривая заявки, конкурсная комиссия обращала внимание и на то, насколько тот или иной информационный продукт имеет потенциал таргетно «бить» по целевой аудитории.
Не хочется всуе поминать заезженную фразу героя известного и любимого многими фильма о том, что «скоро будет одно сплошное телевидение», но сегодня большое количество жителей отдает предпочтение именно этому источнику новостей среди средств массовой информации. Телевизор мы смотрим дома, иногда на работе. Радио зачастую слушаем в машине, в общественном транспорте. Новости узнаем из лент информагентств. Условно говоря, это та парадигма, в которой живут большинство из нас. И этот фактор также учитывался экспертной группой.
Еще одно новшество – это смещение акцентов на информационное позиционирование региона в федеральной медийной повестке.
В этом году есть и новые победители, не забыты и студенческие СМИ, лучшими оказали и проекты негосударственных редакций из районов области. К слову, частных районных агентств могло бы быть и больше, но, к сожалению – низкая инициативность, а некоторые сняли свои заявки, так как закладывали в сметы непрофильные траты.
Итоги. Как в любом конкурсе, любом состязании есть победители и проигравшие, есть довольные и недовольные. К сожалению, в нашем случае последние тоже есть, но весь парадокс заключается в том, что эта категория, как правило, не принимает участие в конкурсных процедурах, но при этом активно комментирует их итоги. Вспоминается встреча с руководителями СМИ, которая состоялась еще в октябре прошлого года, где представители отдельных медиа высказали недовольство процедурой проведения конкурса, чуть ли не обвиняли в ангажированности его итогов и так далее. Прямо сказал – где факты? В ответ – эмоции и предположения. Попросил дать предложения, как они видят эту процедуру, как ее можно изменить? До сих пор ни в министерство, ни в местный Союз журналистов никто ничего не направил.
Мало кто знает, но итоги одного из прошлых конкурсов грантов для СМИ 4 раза проверяли контрольные и надзорные органы федерального уровня, скрупулезно изучали всю имеющуюся документацию, руководство министерства и местного СЖР не раз и не два давали им объяснения. Нарушений выявлено не было. Знаю, что организаторам конкурса было обидно за потраченное время и потрепанные нервы: они начитались от анонимов в телеграм-каналах и наслушались о себе много нелицеприятного, незаслуженного, им пришлось еще и объясняться перед близкими, знакомыми. Но мне кажется, все это еще больше закалило и заставило вдвойне, втройне тщательнее подходить к организации конкурсных процедур».