Расселяют на… улицу. Вместо долгожданного жилья - суды и нервотрёпка

Станислав Ломакин / Коллаж АиФ

Пока одни жители областного центра закупались к новогодним праздникам, другие бегали по адвокатам. Вместо обещанного расселения по программе из ветхого и аварийного они получили исковые заявления о принудительном выселении. История с поправками в федеральные законы набирает обороты: сотням саратовцев грозит участь бездомных.

   
   

Вопрос о легитимности

Коротко напомним предысторию. В последних числах 2019 года были внесены изменения в жилищное законодательство. В соответствии с п. 8.1, 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственникам, которые купили недвижимость в аварийном доме после признания его таковым, предоставляется только выкупная стоимость, которая не может превышать уплаченную стоимость за жилье.

Казалось бы, какое отношение это имеет к тем, кто покупал жильё до принятия поправок?

Представители власти (региональный минстрой, городская администрация) настаивают, что имеет.

«Мы не можем не соблюдать федеральное законодательство», - заметил на одном из совещаний министр строительства и ЖКХ области Павел Мигачёв.

Однако прокурор Саратовской области Сергей Филипенко рассуждает иначе. В конце прошлого года в региональном правительстве он сообщил, что администрация Саратова подала 63 иска к 83 гражданам, ставшим собственниками ветхого и аварийного жилья после признания его таковым.

Прокурор подчеркнул, что закон предусматривает выплату собственникам выкупной стоимости жилья. Однако эта норма вышла уже после того, как они приобрели недвижимость.

   
   

«Возникает вопрос о легитимности действий администрации Саратова», - высказался Филипенко.

В Саратовской области многие покупали жилье за маткапитал. Не всем хватало на квартиры, саратовцы брали комнаты в общежитиях и коммуналках. То, на что были средства. Для многих это жилье единственное. И теперь чиновники утверждают, что по новым поправкам им положены только те деньги, за какие они много лет назад брали жилплощадь - 400, 500, 600 тысяч рублей… А что купишь за эту сумму?..

Отказали в квартире после жеребьёвки

В 2013 году Дмитрий Арефьев с женой купил комнату в Заводском районе, в доме № 8 на 1-м проезде Энергетиков. Площадь жилья немалая - 26 квадратных метров. Через два года у пары родился ребёнок. Семья жила по этому адресу до февраля 2018-го, пока из-за сильных снегопадов не обрушилась крыша. Затем пришлось снимать «однушку».

Дмитрий неоднократно обращался в администрацию Заводского района по поводу расселения. Его дом вошел в первый этап программы.

В августе прошлого года он получил письмо, что ему дают небольшую квартиру площадью 27 квадратных метров на 5-м Динамовском проезде. В ноябре была жеребьевка, он вытянул номер квартиры. В начале декабря Дмитрий отвез документы в администрацию. А 23 декабря пришло письмо, что ему отказано в получении жилья, а возмещается только та сумма, которую он уплатил за жилье в 2013-м, - 450 тысяч рублей. Его дом был признан аварийным на год раньше. Администрация по суду требует выписать из комнаты его жену и ребенка. Сам дом снесен полтора месяца назад.

14 января у Арефьева состоятся слушания.

Ещё надеются на разумность

Наталья Савинова - инвалид II группы. С 2016 года в её собственности находится комната в общежитии на Ново-Астраханском шоссе.

«13 ноября прошлого года меня, как и Арефьева, пригласили на жеребьевку», - вспоминает женщина. – «Это даже по ТВ показывали. Сообщили, что вскоре составят договор мены комнаты на квартиру».

А потом началась нервотрепка.

«По моему состоянию мне физически тяжело ходить по судам», - сетует Наталья.

Но другого выхода, похоже, нет.

31 декабря она получила письмо о принудительном выселении.

«Я считаю эти случаи вопиющими», - прокомментировал её адвокат Сергей Слепухин. – «Ещё на первом курсе юридических вузов объясняют, что закон не имеет обратной силы. Думаю, когда появится первый судебный акт, все образуется. Надеюсь на разумность должностных лиц".

Долгожданное расселение, которое должно было стать для людей праздником, превратилось в кошмар. Вместо улучшения жилищных условий по программе они рискуют оказаться без крыши над головой и прописки.

Решение о том, как поступать в таких случаях, в области до сих пор не принято.