Кибермошенники наступают. Как не остаться без сбережений?

В нашей области что ни день, то новая история, как жителей обманули и лишили средств. Насколько мошенники умнее нас? Что каждому из нас всегда следует помнить?

   
   

Втереться в доверие

Ситуация экономически непростая, вот люди и думают, как заработать. Однако «эффект» зачастую оказывается прямо противоположным.

Жительница Заводского района Саратова хотела получить дополнительный заработок на бирже. Вот на этом мошенники и сыграли. Они прислали ей электронное письмо, предложив подзаработать на биржевой платформе. Большие деньги, мол, получить просто: достаточно активировать свой личный рабочий кабинет. А для этого, соответственно, внести первоначальный взнос. Жертва перечислила 73 тысячи рублей.

Полицейские в таких случаях рекомендуют не рассчитывать на легкие деньги и уж точно ни в коем случае не переводить средства на неизвестные номера, счета и телефонные номера.

Недавно в Саратове «отличились» пенсионерки. Им звонили незнакомцы, рассказывали, что их родственники оказались в тяжелой ситуации (стали виновниками серьезных ДТП, в которых пострадали люди) и просили перевести крупные суммы, чтобы уладить ситуацию. Пожилые саратовчанки деньги переводили и только после этого созванивались с родственниками, которые сообщали, что у них все в порядке и ни в какие аварии они не попадали.

Мужчине, проживающему в Ленинском районе Саратова, звонили неизвестные, представлявшиеся сотрудниками банка и правоохранительных органов, и стращали, что на его банковском счете кто-то проводит сомнительные операции, уговаривая перевести деньги на «безопасный счет». Уговорили. В итоге он лишился более 17 млн рублей. В нашей области едва ли можно найти человека, которого не пытались бы обмануть таким образом. В полиции это называют киберпреступлениями.

Схемы разные, цель одна

Начальник отдела информации и общественных отношений полиции области Анастасия Захарова отметила, что если брать статистику, то в 2021 году киберпреступлений в регионе стало немного меньше, чем в 2020-м (8477 против 8702), но их все равно остается крайне много. Удивляться тому, какие огромные суммы переводят мошенникам граждане, не стоит.

   
   

«Очень часто людей заставляют оформлять кредиты, в том числе электронно: то есть гражданин отдает все, что у него есть, и еще оказывается должен банкам, - поясняет Анастасия Захарова. - Когда в полиции спрашиваем: «Зачем?» - отвечают, что были как в тумане, не понимали, что делали».

Правоохранители напоминают о мерах безопасности. Прежде всего ни в коем случае не стоит доверять лицам, которые представляются по телефону «сотрудниками банка», и называть им коды от карт и счетов. Всю информацию от неизвестных, поступившую о родственниках, следует проверять у близких. Ни в коем случае нельзя принимать поспешных решений.

В полиции предупреждают: никому нельзя сообщать данные банковской карты, в особенности CVC-код, находящийся с обратной стороны карты, пароли, приходящие на телефон в смс-сообщениях, не подключать ссылки для проверки вирусов и приложения, присланные неизвестными.

В последнее время в моду стало входить мошенничество при покупке товаров и услуг в интернете. Чтобы не стать жертвой, нужно помнить несколько простых правил. Прежде всего никому не сообщать срок действия карты, ее номер безопасности, номер паспорта, коды из смс. Общаться следует только на официальной площадке (есть хоть какая-то гарантия безопасности), не переходить по ссылкам на сторонние приложения и мессенджеры, тщательно проверять страницу оплаты. Банально знать, как работает сервис.

«Схемы у мошенников разные, но цели одни и те же, - подытоживают в полиции. – Это выманить у гражданина персональные данные и присвоить себе его деньги. О фактах мошенничества сообщайте по телефону «02» (с мобильного «102»)».

Подобные преступления иногда раскрываются. Ключевое здесь слово «иногда». Так что в сети мошенников лучше не попадаться.