Голодные звонки. Как защитить себя от мошенников

Дарья Антонычева / АиФ

Сообщения о телефонных мошенничествах - тех, которые совершены дистанционно, при помощи связи, появляются в полицейских сводках практически каждый день. Несмотря на то что буквально «из каждого утюга» рассказывают о фактах довольно незатейливого обмана на многие миллионы, жертвы продолжают переводить деньги на чужие счета, брать кредиты и просто передавать пакеты с наличкой курьерам.

   
   

Держи, сынок!

Под домашним арестом находится молодой балаковец, студент одного из средних специальных учебных заведений области, который очень незатейливым способом решил подзаработать карманные деньги. Слышал ли он о том, что это уголовно наказуемо, неизвестно. Установлено лишь, что молодой человек, получив «заказ», отправился по адресу, где проживала пожилая женщина. Она уже была «прогрета» телефонным звонком о том, что ее близкая родственница попала в беду и ей срочно нужна материальная помощь. Хозяйка квартиры была готова отдать все до копейки. Только вот наличных денег в квартире не оказалось, и она послала курьера в банкомат снять необходимую сумму с банковской карты.

«Молодой человек охотно откликнулся на просьбу выручить пожилую женщину, сам пошел за деньгами и даже снял их. Именно благодаря этому оперативные сотрудники довольно быстро его задержали, ведь к банкомату он подходил с открытым лицом «добропорядочного гражданина», установить его личность и найти его удалось благодаря камерам наблюдения», - сообщили в пресс-службе полиции.

По версии следствия, студент в этот день помог освободиться от денежных средств еще нескольким горожанам.

Известно, что преступники постоянно меняют свои схемы. Поэтому время от времени раздаются звонки с сообщениями не только из разряда «ваш сын попал в ДТП», но и о взломе Госуслуг, кредитах и других «непредвиденных неприятностях». Так, например, 12 августа в Саратове 47-летний мужчина абсолютно добровольно перевел на «безопасный» счет почти миллион рублей. По информации областного ГУВД, потерпевший выполнил просьбу «сотрудника сотовой компании», который попросил указать код из смс-сообщения.

Полиция смс не рассылает

В полиции говорят, настоящие сотрудники банка никогда не просят сообщать данные ваших карт, коды и прочее по телефону, работники Госуслуг не звонят по телефону, а полицейские не сообщают о возбуждении уголовных дел эсэмэсками.

«Совершать какие-либо финансовые операции по просьбе или приказу человека, который находится по другую сторону телефонной трубки, очень опасно, - рассказывает Алексей Сокуров, начальник отделения Уголовного розыска. - Они могут говорит все, что угодно, у них есть цель - узнать у вас информацию. Вашей целью должна быть готовность ни при каких обстоятельствах информацию, касающуюся своей безопасности и своих финансов, не распространять. Потому что никто, кроме вас, не может совершить действия, что в конечном счете лишат вас денег, никто, кроме вас, не продиктует мошенникам код, никто не переведет деньги на «безопасный» счет и т.д».

   
   

Сотрудники полиции регулярно организуют так называемые профилактические мероприятия, посвященные информационной безопасности: проводят беседы, размещают информацию на билбордах, раздают памятки. Несколько месяцев продолжается запущенная МВД России акция #ЭтоНеШутка, в которой принимают участие российские знаменитости. Недавно о том, как сам чуть было не попался на уловку мошенника, рассказал Даци Дациев, заслуженный мастер спорта по кикбоксингу:

«Получил сообщение от якобы знакомого, но смог вычислить обман. Друзья, мошенники атакуют нас, и это нечестный бой, не поединок по правилам. Просто положите трубку - и победа будет за вами», - советует спортсмен.

Как под гипнозом

Нередко пострадавшие от мошенников рассказывают, что выполняли действия как будто бы во сне или не по собственной воле, в общем, будто под гипнозом. Как объяснили в полиции, речь, скорее, идет не о гипнозе, а о профессионально отработанной схеме «развода» и о «скриптах» - своеобразном сценарии происходящего, благодаря которому преступник знает, как более эффективнее построить диалог. Главное для мошенников в этой беседе - не дать человеку прийти в себя, не ослаблять напряжения и как можно сильнее его запутать. Ведь тем, кого вывели из спокойного состояния, проще управлять.

«Я сама работаю бухгалтером, имею к деньгам непосредственное отношение, знаю, что это большая ответственность, - рассказывает жительница Саратова Елена Сомова. - Может быть, это меня и подвело. Когда позвонили из банка, я восприняла это как обычный рабочий вопрос, так как с сотрудниками финансовой сферы общаюсь часто. Они сообщили, что в банке сбой, атака счета, нужно деньги быстренько перевести, а потом еще взять кредит, чтобы их заменить, но объяснили, что я не пострадаю и что мои деньги мне вернутся. Конечно, я запаниковала. Никак не могу объяснить свое состояние, но я отправилась в банк, чтобы все эти процедуры провести. Считаю, что спасло меня чудо. Я просто опомнилась около банкомата в абсолютно невменяемом состоянии и до сих пор не понимаю, что это было и как со мной могло такое произойти. Деньги мне удалось сохранить, и заодно я получила урок на всю жизнь. Теперь мое главное правило: ни при каких обстоятельствах не брать трубку, если звонок поступает с незнакомого номера».

Такой способ называют самым действенным. Если же на звонок от неизвестных вы все же ответили, внимательно слушайте, что вам говорят. И если речь заходит про коды, банки, снилсы, госуслуги, сим-карты и прочее в подобном роде, разрешите себе закончить разговор. Кто знает, может быть, именно этот навык сэкономит вам миллион.