По традиции 5 октября мы со словами признательности и любви обращаемся к людям, выбравшим благородную профессию педагога. У каждого из нас в жизни есть свой Учитель - тот, кто мудростью, душевной щедростью и глубокими знаниями помог познать свой внутренний мир и сделал его богаче.
О том, что волнует самого учителя, и почему молодежь с педагогическим образованием не спешит переступать пороги школ, в канун профессионального праздника еженедельнику «АиФ - Саратов» рассказала Галина Майльянц, отличник народного образования.
Рублем не измерить?
- Галина Николаевна, вы посвятили школе практически всю жизнь. За вашими плечами - без малого 5 десятков лет педагогического стажа. Трудно было адаптироваться к требованиям современной школы?
- Не стану это отрицать, хотя старая система уступила место новой не так, что мы проснулись и сразу оказались среди компьютеров и электронных книг. Да, были встречены в штыки ЕГЭ и ГИА: мол, не стоит копировать западный опыт, который сводится к натаскиванию школьников на тесты! Но со временем стало понятно: это - оптимальный вариант подготовки детей к взрослой жизни. В задачниках по математике больше нет «надуманных условий» - все они приближены к нашей повседневности. Ребята заинтересованы в ЕГЭ - он дает право выбора. Только, к сожалению, не в пользу педагогики. Средний возраст учителя в России - 52 года! Молодежь не спешит переступать порог школы. И одной из определяющих причин является низкая зарплата. Если для нас, учителей старой закалки, материальные ценности не имеют важного значения, то молодежь все меряет рублем. Я бы рада поделиться опытом с выпускником пединститута - в противовес суждению, что новая школа нуждается в новых кадрах, но сами собой они ведь не появятся. Кто их будет готовить? Педколлектив всегда был и будет разновозрастным, а значит преемственность неизбежна. Другое дело: кто отважится работать в школе за 6 или 10 тысяч в месяц? Сто лет назад эта профессия была прерогативой мужчин, в наше время обучением и воспитанием детей занимаются женщины. Ни один глава семьи не сможет содержать своих близких на тот мизер, которым государство оценило труд педагога. Стыдно говорить, но в богатой России почему-то не хватает средств на образование. Вот и получается, что студенты уже со второго курса озабочены поиском денежных вакансий.
Педагогика про запас
- В советские времена практиковалась система назначений: окончил вуз - получи направление.
- К сожалению, эта практика утрачена. Сегодня педагогику держат про запас, что еще больше усугубляет проблему с кадрами. Молодежь не имеет ни материальных, ни моральных стимулов к работе. Помню, с чего начинала сама: голосок тоненький, неубедительный, а преподавать приходилось не только математику, но еще и физкультуру с физикой - это к разговорам о сегодняшнем дефиците предметников, особенно в сельских школах! Что удерживало в профессии? Видимо, всеобщее уважение. Дети, как увидят меня на другом конце улице, бегут навстречу, чтобы поздороваться. А сейчас без стеснения ругаются в присутствии наставника.
Бывает, смотришь на ученика и думаешь, что из него выйдет: душа словно гнильцой пропитана. Многие упрекают, мол, вы же и приложили к этому руку - через родителей! Пожинайте плоды! Но хороших и плохих людей всегда хватало. Если ребенок двоечник - виноват педагог, а если отличник - спасибо репетитору! Откуда взялось такое отношение к учителям?!
Растут цены на учебники и ручки, совершенствуются формы обучения, но любовь к детям и педагогике у нас остается неизменной. Это мерило нашей профпригодности, вопреки домыслам о том, что современные ученики не ровня сверстникам восьмидесятых и даже «нулевых» годов, а современная школа «ушла» далеко вперед. Но объективности ради отмечу, что ребенок во все времена был и будет оставаться ребенком, а учебное заведение - местом подготовки его к взрослой жизни.
Продолжаем учить друг друга
- Техническая оснащенность облегчила образовательный процесс. Вместе с тем педагоги сетуют на «трафаретность» ученических суждений. Открыли Интернет, а там и готовые сочинения, и решения задач. Как же научить детей неординарно мыслить? Как избежать пресловутого шаблона?
- Да, когда-то школьники готовились к урокам, обложившись справочными изданиями, составляли конспекты, задумывались над фактами и учителя слушали, затаив дыхание. Ни насмешек, ни упреков в некомпетентности. Помню, вызубрила урок про аккумуляторы, отчеканила его ребятам, а они возьми да спроси: не эти ли агрегаты «питают» мотоциклы? Я растерялась, глядя на схему в полстены: как, думаю, такой огромный механизм может уместиться в маленьком мотоцикле? После звонка дети повели меня в гараж демонстрировать усвоенное. Это был действительно урок! Он позволил уяснить, что мои знания и усилия их донести будут напрасными без взаимопонимания и сотрудничества со школьниками. По сей день не могу твердо утверждать, кто из нас лучший наставник: мы с ребятами продолжаем учить друга. Другое дело, что на смену старым идеалам пришли новые. Вместо «Повести о настоящем человеке» сегодня зачитываются «Гарри Поттером» и во главу угла ставят не моральные, а материальные ценности. Большой плюс современной школы в том, что в образовательной программе появились уроки православия. Они позволят восполнить образовавшийся духовный вакуум и сократить агрессию в обществе.
К гуманизму призывает и литература, и математика. Акцент сегодня делается на то, чтобы научить ребенка доказывать правоту своей мысли языком, а не кулаками. Вот вам и неординарное решение. Плохо то, что на закрепление тем иной раз не хватает времени.
- Сказывается сокращение часов в пользу новых предметов?
- Ученики зачастую не успевают не только обдумывать новые темы, но и своевременно переключаться с урока на урок.
Усугубляет ситуацию то, что современная школа отказалась от комплектации классов по уровню знаний учащихся. В профильные гимназии и лицеи сегодня принимают детей по месту регистрации, что не просто затрудняет образовательный процесс, но и «тормозит» его. Нам теперь приходится работать не с 16-ю способными учениками, а с 35-ю усредненными. Попробуйте донести углубленные знания, если времени не хватает даже на то, чтобы к каждому просто подойти.
Досье: Галина Майльянц родилась в Саратове в 1943 году. В 1964 году окончила Педагогический институт им. К. Федина и была направлена на работу в село Семеновку Федоровского района. Учитель математики с 48-летним стажем в настоящее время работает в Русской классической гимназии г. Саратова.
Смотрите также:
- Учитель - герой нашего времени. Какая реформа не нужна школе? →
- Территория детства: какой урок самый важный? →
- Миссия учителя - научить человечности →