Каким должен быть учитель? Педагог об уроках, воспитании и патриотизме

фото Александра Фирсова / АиФ

Выпускники школ по всей стране сдают ЕГЭ. Чтобы поговорить об этом и проблемах современного образования, корреспондент «АиФ - Саратов» встретилась с Героем Труда Российской Федерации, учителем истории и обществознания Людмилой Корниловой.

   
   

Новое - старое

Наиля Кязимова, «АиФ-Саратов»: Людмила Ивановна, некоторое время твердили, что школа должна заниматься только обучением. А сейчас на учителей вновь возложили воспитание детей, в том числе патриотическое. Что думаете об этом?

Людмила Корнилова: Ошибкой было в 90-е говорить, что школа должна оказывать только образовательные услуги. Мы тогда отказывались от всего советского прошлого. В это время прекратили свою деятельность пионерская и комсомольская организации, которые помогали учителям воспитывать подрастающее поколение, формировали активную жизненную позицию. Но время показало, что это неправильно. И вновь возрождают свою деятельность поисковые и юнармейские отряды, волонтёрское движение, проводятся праздники национальных культур. Ярким проявлением патриотических чувств стало участие школьников в акциях «Стена памяти» и «Бессмертный полк».

- Отношение к учителям изменилось. Теперь из-за слишком сложного домашнего задания на педагога могут подать в суд, как это произошло в Челябинской области. На ваш взгляд, это приемлемо?

- Я ничего не могу сказать конкретно об этой ситуации, её нужно увидеть изнутри. Но учитель, прежде всего, должен быть хорошим психологом. Когда на уроке царит давящая обстановка, это очень плохо. Находясь в постоянном стрессе, страхе, ребёнок не воспринимает учебный материал, не может логически мыслить. Он боится, что сделает ошибку и его за это будут ругать.

На уроке должна быть атмосфера сотрудничества, когда учитель и ученик вместе совершают открытия. Когда хвалишь ребёнка, у него «за спиной раскрываются крылья». Тем более если речь идёт о первом классе. До начала учебного года будущие первоклассники «спят и видят» себя в школе. Мой племянник весь август выходил на улицу с ранцем, чтобы почувствовать себя школьником. Именно от первого учителя зависит, какое отношение сформируется у ученика к школе.

Но и родители должны адекватно оценивать своего ребёнка. У всех детей разные способности: один - гуманитарий, другой - математик. Если родители заметили какие-то проблемы, это должно стать для них сигналом для взаимодействия и сотрудничества с учителем.

   
   

- Требования возросли и к ученикам. На ЕГЭ ужесточён контроль. Повсюду полицейские, видеокамеры, не ступить и шагу без сопровождения. Не слишком ли много стресса для выпускников?

- В этом году на ЕГЭ действительно очень строго. Но это объективная необходимость. Ведь это не только выпускные, но и вступительные экзамены. Пока мы пришли к такой, тестовой, форме. Хотя, на мой взгляд, ЕГЭ - это палка о двух концах. С одной стороны, стало проще: только сдай экзамен, и ты - студент. С другой стороны, это неправильно, поскольку человек должен целенаправленно идти в ту профессию, которая ему нужна, а не туда, где его примут. И я считаю, что историю, обществознание, литературу вообще нельзя сдавать форматом ЕГЭ. Это предметы, на которых люди должны говорить, рассуждать, оценивать.

Немало примеров

- В прошлом интервью «АиФ» вы отметили, что «патриотизм превратился в ругательное слово»…

- Я говорила о том, что иногда меняется наполнение этого слова. Нам есть чем гордиться, потому что мы живём в стране с многовековой историей. Об этом нельзя забывать. Как сказал философ Илья Ильин, у каждого народа есть своя история, но у русского она особенная. Нашей стране всё время приходилось либо отстаивать себя, либо возрождаться после разорения. Люди думали не о том, как счастливо прожить, а о том, как выстоять и защитить себя.

Наших людей всегда отличали отзывчивость и стремление защитить ближнего. Сначала думали о Родине, а потом уже о себе. Лучшие человеческие качества проявлялись в самые страшные годы. Сколько было подвигов во время Великой Отечественной войны! Да и сегодня история дает немало примеров для гордости: победы наших спортсменов на Олимпиаде, космодром Восточный - самая современная и самая умная звёздная гавань, подвиг офицера Александра Прохоренко в Сирии.

Другое дело, что гордиться своей Родиной, когда она находится на вершине славы, гораздо легче, чем когда она переживает сложные времена. Сейчас наша страна заявляет о себе на международной арене, а кое-кому это не нравится на Западе. Но мы остаёмся россиянами, нам жить в этой стране и нам самим решать, какой она будет, наша Россия!

Досье: Людмила Корнилова
Родилась 16 августа 1954 года. Окончила СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Заслуженный учитель РФ. Работает в школе 44 года. Преподаёт историю и обществознание.

Смотрите также: