Как создают марионеток? Мастерица о том, что происходит за сценой театра

   
   

- Работа над куклами к спектаклю начинается с того, что художник лепит головы из специального скульптурного пластилина, предварительно размягчая его в горячей воде, - рассказывает Ольга Тарасова, мастер бутафорского цеха. - Затем эти слепки переходят к нам. Мы разрезаем их леской напополам, укладываем обе половинки на стекло, делаем вокруг бортики и заливаем гипсовым раствором. Потом вынимаем пластилин из формы и размещаем заготовку над плитой или кладём на батарею. Высохшие гипсовые детали обклеиваем бумагой до 10 слоёв (по технологии папье-маше), зачищаем их, склеиваем и грунтуем.

Чем занят бутафор?

Уже готовые головы расписывает художник. За наклоны и повороты кукол, движение их отдельных частей отвечает механик. Он делает «гапит» (механизм, управляющий куклой), прикрепляет ручки и ножки. Основные костюмы мастерят в швейном цехе, но различные подъюбники, шляпки, башмачки и парики для кукол создаём мы. Наш бутафорский цех уникален: мы и  шьём, и клеим, и рисуем, имеем дело с различными материалами.

Сейчас работаем над спектаклем «Носорог и жирафа». Обычно мы, к сожалению, не знаем литературной основы постановки - текст нам не приносят читать. Узнаём о том, как всё должно будет выглядеть, по эскизам, сделанным художником. Стало лишь известно, что шея у жирафы в ходе спектакля становится короткой, а у носорога, наоборот, длинной. Для этого действа создали специальный (раздвижной) механизм. Пока изготавливаются декорации и куклы, актёры уже репетируют. Для нас интрига спектакля сохраняется до конца. Мне интересно прийти в театр как обычному зрителю и посмотреть, что получилось.

Кто сказал «Кукареку»?

- Каждый год в «Теремке» прибавляется порядка 40-50 кукол, - продолжает Ольга Викторовна. - Обычно параллельно со спектаклем идёт ремонт. Основной излом кукол происходит во время репетиции. Поэтому мы заранее спрашиваем, какие движения должен выполнять тот или иной персонаж, чтобы обеспечить определённый запас прочности. Мы, кстати, заметили, что куклы похожи на своего родителя-художника, и уже по персонажу можем сказать, какую кто создал. Иногда по персонажу чётко видно, что его прототип - один из сотрудников театра или известная личность.

Куклы делятся по типу управления: перчаточные (их ещё называют петрушками), тростевые, планшетные, марионеточные и ростовые. Марионетки бывают двух видов - те, что просто на ниточки подвешены, и штоковые, к голове которых прикреплён железный шток. Планшетные куклы предназначены для игры на плоскости. Артисты водят их по полу сцены или по столу.

Ростовые куклы надеваются на актёра. Механик создаёт железный каркас, который мы обтягиваем поролоном и тканью. Актёру приходится приспосабливаться - находиться в таком костюме достаточно тяжело. С ростовыми куклами были смешные случаи. К примеру, актёр один день играл петуха, другой день - мышку и забыл, кто он. В фойе встречать зрителей вышла мышка и сказала: «Кукареку».

   
   

Смотрите также: