Юрий Ошеров: «Голую задницу в ТЮЗ не допустим!»

Фото:

   
   

Прошел ровно месяц с того момента, когда знаменитый саратовский долгострой на улице Киселева наконец распахнул свои двери перед посетителями. Это событие с нетерпением ожидали не только зрители, но и сами актеры. С новым тюзом связаны большие планы, которые коснутся как репертуара, так и труппы любимого театра. Обо всем подробно еженедельнику «АиФ - Саратов» рассказал художественный руководитель Юрий ОШЕРОВ.

Имидж дороже денег

- Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет...Чем аргументируете выбор «Капитанской дочки» в качестве отправной точки в истории нового тюза?

- Пушкин - это наше все, говорил Аполлон Григорьев. В нем основа основ: и русский язык, и культура, и жизнь. Вспомните его посыл: береги честь смолоду. В бессмысленном и беспощадном бунте молодой человек пытался сохранить свое имя и честь, достоинство, любовь и веру. Что может быть важнее этого? В своей жизни мы часто виним время, мол, если бы не оно, мы были бы другими... Но ни фига подобного! В самые жестокие невзгоды были свои гриневы, и в самые благополучные лета находились швабрины. Дело вовсе не во времени, а в том выборе, который делает человек в сделке с совестью, душой и памятью. Время нас лишь провоцирует, и я бы не стал его оправдывать. Есть такие ценности, которые нельзя рубить с плеча!

Весь репертуар театра подчинен выбору молодого человека, его отношению к окружающему миру. Это наша позиция, и ею мы руководствуемся в подборе новых постановок.

- Чьи работы в ближайшие годы увидят заядлые театралы? В здание на Киселева теперь не стыдно будет приглашать и режиссеров с мировыми именами.

- Абсолютно с этим согласен, хотя и ранее мы не сидели сложа руки. На два предстоящих сезона запланировано семь новых работ. Уже заключены договоры с Паоло Ланди, Ли Бруером, Георгием Цхвиравой, Жаном-Клодом Фалем, Александром Пономаревым, Анатолием Праудиным... Есть такие мэтры, которые сами ищут возможности поработать с тюзовской труппой. В их числе - Маттиас Лангхофф, знакомый саратовцам по спектаклю «Софокл. Эдип, тиран». Этот режиссер ради нас даже отказался от сотрудничества с театром Олега Табакова! Как вам такой поворот событий?!

- Чем привлекает Саратов именитых режиссеров?

- Художественным уровнем театра. Мощным творческим потенциалом труппы, которой под силу игра в любом направлении и жанре. Единственное, что нам претит - цинизм и пошлость. Касается это не только спектаклей, но и предложений от заезжих гастролеров. Имидж театра куда дороже заработков. Поэтому голую задницу в тюз не допустим!

Зритель идет на актера

   
   

- А если говорить о технических возможностях нового тюза? Понятно, что театр - древнее искусство, которому сродни не выходящая из моды классика. Но порою хочется увидеть что-то новое...

- Непростая задача: оставаясь собой, быть новым для зрителя. Но в условиях, которыми располагает здание на Киселева, это вполне осуществимо. В архитектурном воплощении предусмотрено использование разных театральных эффектов: и звуковых, и световых...Глубина сцены достигает 41-го метра, что позволит ставить трюки, видимые из любой точки зрительного зала. Сам зрительный зал рассчитан на 700 посадочных мест, Большой зал старого ТЮЗа на 500 мест, плюс два малых зала. В общей сложности оба тюза могут на сегодняшний день принять до 1,5 тысячи зрителей. Многие задают вопрос: а найдется ли такое количество желающих? Я в этом не сомневаюсь. Тем более, что сегодня зритель идет не столько на эффекты и трюки, сколько на игру актеров. Автор произведения дает лишь повод, некий толчок в виде проблемы, а как ее будет трактовать исполнитель, уже другое дело. Важен не грим с наклеенными усами, а то, насколько глубоко копнет актер заявленную тему. Не ходя далеко за примерами, приведу Аргана из «Мнимого больного» по пьесе Мольера. С одной стороны, его можно было выставить болваном, а с другой, человеком, поверившим в медицину и доверившимся науке. Но вера эта оказалась никому не нужной. И что же дальше?!

- Юрий Петрович, посвятите в свои творческие планы.

- Моя главная на сегодняшний день задача заключается в планировании актерских ролей. Наша труппа не должна скучать, ее нужно разнопланово задействовать. Актер должен быть творчески голодным и жадным до работы. Это, вне всяких сомнений, привлекает в театр режиссеров. Выхожу на подмостки и сам, когда меня приглашают на роль.

Как наше слово отзовется?

- Насколько изменило время вашу актерскую позицию?

- Принципиально ни на грош. Меняются приемы и литературные источники, то есть средства, увеличивающие аргументы правоты. Нам их внушили учителя. По сути, это то же, что научиться есть и пить. При наплевательском отношении к классике человек начинает деградировать, он скатывается не то чтобы до уровня животного, - гораздо ниже. Когда все дозволено. Но больше всего меня настораживает в нынешнем времени отсутствие навыка плакать и сопереживать. Люди почему-то этого стыдятся. Почему криминал во всех подробностях больше никого не трогает? Потому что души одеревенели и покрылись мозолями. Вместо слез и слов сочувствия - желание копаться в грязном белье. Зачем нам показывают насилие над детьми и интимные подробности из жизни звезд? Зачем лезть в чужую постель и выяснять, кто и с кем переспал?! Это сакраментальная тайна, касающаяся двух людей. Театру это не нужно. Хотя, конечно, он нуждается и в развлекательной стороне. Зритель хочет отдохнуть и посмеяться. Для этого в репертуаре предусмотрены «Шум за сценой» и «Любовь к трем апельсинам». В них - фейерверк радости, остроумия и музыки, но в то же время - это мысль! Пусть даже в форме площадной комедии.

Всего должно быть в меру: и соли, и сахара, и горчицы, и перца. Нужно уметь отдыхать и думать ровно настолько, насколько это позволяет делать самоцензура художника. При всем желании иной раз стукнуть кулаком о стол я понимаю, что это - не выход. Это покушение на свободу слова! Вспомните: как наше слово отзовется... Нельзя брать от жизни все и немножко того, что нельзя! Нужно еще и уметь отдавать.

Взявшись однажды за постановку пьесы «Волчок», мы решились на эксперимент. Как воспримет зритель спектакль, изобилующий нецензурной лексикой?! И заменить ее было нельзя, потому что на ней общались люди. А рядом погибал ребенок! Поразительно, но и педагоги, и родители одобрили спектакль. Сам я не сторонник мата, считаю, что художественный образ способен обойтись без него. Но раз уж художник доказал правоту такого речевого средства, это становится интересно.

Наша справка: Юрий Петрович Ошеров родился в 1942 году в Саратове. В 1963 году окончил театральную студию при Саратовском тюзе по специальности «Актер драматического театра». Как режиссер дебютировал в 1972 году, поставил на сцене ТЮЗа более 50 спектаклей.

Смотрите также: