Смутное время
Наиля Кязимова: Тамара Викторовна, может ли сегодня Саратов претендовать на звание культурной столицы Поволжья?
Тамара Гродскова: Наш город всегда славился своими учреждениями культуры: театрами и музеями, консерваторией и филармонией.
- Какова посещаемость саратовских музеев?
- Достаточно высокая. К примеру, Радищевский музей посещают около 150 тысяч человек в год, фактически это означает, что каждый шестой житель нашего города одни раз в год бывает у нас.
После того как зритель знакомится с постоянной экспозицией музея, он через какое-то время приходит вновь. Человек вспоминает картины, и ему хочется ещё раз с ними встретиться. Что касается временных выставок, то их стараются посмотреть все любители искусства. Такие выставки сегодня есть, а через месяц их нет, а ведь они каждый раз рассказывают о чём-то новом. И ещё есть особенное время в году, когда у стен музея выстраивается огромная очередь, - ночь музеев. Это что-то необычное, таинственное, загадочное, к чему хочет прикоснуться каждый человек. Сотрудники музея готовят особую встречу со зрителями, раскрывают тайны, рассказывают нечто интересное - то, что в повседневной жизни люди не услышат. Многие приходят с детьми, что очень радует. На Западе, к примеру, принято посещать музеи даже с малышами.В сторону современности
- В чём уникальность Радищевского музея?
- Он уникален уже тем, что это первый общедоступный музей в российской провинции. Когда он открылся, не было Третьяковки, а Русский музей и Эрмитаж являлись частными коллекциями и не были открыты широкой публике.
- Вам из федерального бюджета были выделены средства на ремонт. Что планируете сделать?
- Сегодня экспозиция музея даёт прекрасное представление о коллекции древнерусского, русского и зарубежного искусства.
Но из-за отсутствия места мы не можем показать коллекцию искусства современного, которая хорошо изучена, но практически не выставляется. Поэтому сейчас мы готовимся завершить ремонт и открыть для посетителей Энгельсскую картинную галерею, один из самых крупных филиалов нашего музея. Это большое двухэтажное здание, в котором мы мечтаем и надеемся открыть экспозицию, которая бы показывала развитие отечественного искусства с начала XX века по сегодняшний день. Музей не стоит на месте.Важна подлинность
- Какие трудности сегодня есть в музейной деятельности?
- Трудности есть всегда, тем более у развивающегося музея. И в первую очередь это нехватка средств и площади для размещения картин.
Сейчас в Радищевском музее идут ремонтные работы в гимназическом корпусе на улице Первомайской, обстановка сложная, но это не останавливает движения вперёд. В прошлом году состоялось 106 выставок, а это большое количество. Коллектив работает очень напряжённо. Каждый сотрудник понимает свои задачи и максимально ответственно относится к своей трудовой деятельности. Нет никаких срывов. Если мы что-то планируем, то стремимся этого достигать. И, безусловно, как и у любого музея, иногда возникают проблемы, когда на закупку предлагается какая-то очень интересная работа, а на её приобретение не хватает средств. Порой выручают спонсоры, закупают картины в коллекцию музея. На днях, к примеру, нам купили картины Павла Маскаева. Помогают и коллекционеры, и некоторые художники, которые дарят свои работы.- Уже сегодня многие люди предпочитают смотреть картины в интернете, не выходя из дома. На ваш взгляд, какое будущее у музеев?
- Развитие любых видов деятельности, в том числе и информационных, поначалу привлекает всех, кто с этим соприкасается.
Но проходит короткое время, и люди начинают понимать, что оригинал и его воспроизведение - это колоссальная разница. Такого действенного впечатления, которое может дать подлинник, никогда не передаст ни одна копия, будь это бумажный носитель или электронный. Никогда никакие информационные технологии не заменят нашего общения с оригинальным произведением, которое создано человеком. Художник вложил в картину свою душу, вложил атмосферу своего времени. Когда мы прикасаемся к оригиналу, идёт взаимный диалог. А что в интернете? Да, мы посмотрим на красивую картинку, но не ощутим ни нравственного, ни эмоционального воздействия. Подлинность очень важна для нашего будущего развития, и мы стараемся это доказать.Досье: Тамара Гродскова родилась в Саратове 14 сентября 1930 года. Начала работу в Художественном музее имени А.Н. Радищева в 1953 году заведующей библиотекой. Спустя десять лет стала научным сотрудником музея, в 1966-м - заведующей отделом экспозиции, затем директором. Тамара Викторовна получила высшее искусствоведческое образование в Ленинградском институте архитектуры, живописи и скульптуры имени И.Е. Репина. В 1985 году ей было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».