Новая сцена для балашовского зрителя. Зачем нужен театр в провинции

   
   

Первый ежегодный

Здесь со 2 по 9 сентября проходил первый межрегиональный фестиваль «Театральное Прихоперье». Устроители обещают сделать его ежегодным. Напомним читателям, к началу такого большого меропрития было приурочено несколько событий: день города Балашова (237-летие), презентация новой сцены Балашовского драматического театра, который проводит свой сотый сезон. В фестивале приняли участие лучшие театры страны: Государственный академический Большой театр, Государственный театр наций, МХТ имени А.П. Чехова, Александринский театр, Молодежный экспериментальный театр при Московском институте культуры, все ведущие театры нашего региона и несколько из соседних областей, всего четырнадцать.

Корреспондент «АиФ - Саратов» посмотрел, насколько удобно новое здание для зрителей и труппы.

«Мы еще полностью не переехали в новое здание, - рассказала директор театра Татьяна Чучкова. - В фойе на втором этаже планируем организовать своеобразную малую сцену. По традиции в театрах размещают фотографии актеров. А мы хотим разместить портреты, написанные нашим художником».

Говорят, театр начинается с вешалки. Но БДТ (Балашовский драматический театр), как написано на фасаде здания огромными буквами, начинается с парка. Здесь сделали фонтан, детскую игровую площадку, заасфальтировали новые дорожки. И самое интересное, не заметно никакого налета провинциальности, как бывает в маленьких городках. Здание большое, зал на 300 зрительских мест, дизайн классический, театральный. Сцена залита единым бетонным монолитом, нет поворотного механизма и обычно имеющегося в театре люка. Зато есть светодиодный экран. При этом все вокруг выглядит чистым, ухоженным и красивым!

Художественный руководитель Балашовского драматического театра Владимир Попов рассказал о том, как долго балашовский зритель ждал театрального новоселья, о достижениях и творческих планах на будущее.

Ответ скептикам

- Владимир Николаевич, театр во второй день фестиваля, 3 сентября, показал премьеру «Ханума» А. Цагарели. Как долго готовились?

   
   

- По задумкам она должна была состояться раньше, но финансово потянуть ее непросто. В рамках федерального проекта поддержки театров малых городов БДТ получил приличную сумму, поэтому подошли к этому только сейчас. Ставим на этот грант два спектакля - «Ханума» и «Ночь перед рождеством» (Н. Гоголь). Это два больших, как говорят, костюмных спектакля. В первом задействована вся труппа, 24 человека, используется светодиодный экран. Кстати, все костюмы и декорации готовились в наших мастерских. Наверное, обстоятельства сложились так, что труппа и по возрасту, и по своему опыту как раз созрела до такого спектакля. Публика встретила его очень тепло.

- Обычно перед премьерой идет генеральный прогон. Как он проходил, что интересного случилось?

- Перед генеральной репетицией было много интересного. Я играю в нем князя Пантиашвили. Так вот, накануне пропал голос после того, как приходилось много общаться на повышенных тонах со строителями (улыбается. - Авт.). И это еще мягко сказано! С Ханумой, актрисой Татьяной Болотниковой, случилась та же история. На новую сцену вошли 23 августа, и страх, что она еще не до конца освоена, конечно, был. К тому же некотрые ребята, наша молодежь, не работали на больших сценах. Мы были взволнованы, на генеральной репетициии 31 августа меня не устраивало ничего. Потом был разбор. И 3 сентября мы выдали премьеру, зал битком, аншлаг. И очень долгий поклон, пришлось четыре раза открывать занавес, зрители не хотели отпускать.

- Какую оценку поставите и себе, и актерам за премьеру?

- «Пять» бы не поставил, а вот «четыре», думаю, справедливая оценка «Ханумы». Хотя я считаю, должно быть «отлично» всегда, зритель должен видеть все самое лучшее.

- Хотели бы повторить такие волнения? Это самое яркое впечатление в вашей театральной жизни?

- Для здоровья было бы лучше сначала открыть сцену, потом провести фестиваль и премьеру (улыбается. - Авт.). У нас же все совпало! До последнего дня шли и субботники на стройке, и репетиции. Такое запомнится всем актерам на всю жизнь! Счастлив тем, что все успели вовремя. И даже раньше. Должны были парк обустраивать на следующий год. Это ответ всем скептикам, кто не верил в успех. Открыли фестиваль в парке на открытой сцене, он задействован и в представлении.

Четыре Арлекина

- Говорят, у театра в Балашове долгая история.

- В 1904 году появилось четыре театрально-драматических кружка, люди в них занимались. В 1918 году декретом создается четыре театра. Потом они объединились в один. Зимой актеры работали на сцене Народного дома, летом - в Летнем театре. Труппа была многочисленной, одних извозчиков в штате около 60 человек, поскольку шли гастроли, в том числе и по селам, и нужно было вывозить и декорациии, и костюмы, и труппу. Какое-то время театр назывался совхозно-колхозным. В 1919 году на фестивале в Москве труппа выиграла машину, полуторку. Трижды за творческие достижения театру вручались красные знамена, он стал называться трижды краснознаменным. Затем он дорос до статуса областного, в 1957 году, когда непродолжительное время существовала Балашовская область. В 1987 году здание, занимаемое театром с 1904 года, закрыли на реконструкцию. Был подготовлен ее проект, даже начались работы. В силу многих обстоятельств первоначальное решение изменили, здание снесли, а котлован остался на долгие десятилетия. Труппа скиталась по школам, затем ей было выделено здание бывшей библиотеки (угол улиц Гороховой и Ленина).

- В библиотеке пришлось обосноваться надолго?

- Вплоть до открытия этого здания в нынешнем году. Там был зал на 56 мест. Актеры называли сцену микроволновкой, потому что прожекторы расположены невысоко, от них шло тепло, грим начинал таять через 20 минут. Тем не менее репертуар серьезный, подготовили 34 спектакля. Это Чехов, Гоголь, Пушкин, современные европейские авторы, детские пьесы и др. В прошлом году впервые в истории Балашовского театра Золотыми Арлекинами за победу в областном театральном фестивале были отмечены работы четырех актеров в спектакле «Слишком женатый таксист» Р. Куни (постановка Заслуженного артиста РФ В. Попова. - Авт. ): Александра Попова, Дениса Майданюка, Юрия Войтенко и Светланы Шевцовой.

- О чем этот спектакль?

- Современная комедия положений о том, что при современной, так называемой европейской толерантности скоро не хватит настоящих мужиков для того, чтобы женщины были счастливы. Очень уморительное получилось действо! (улыбается. - Авт.). Зрители смотрят с удовольствием.

- Думали, что так быстро обретете новый дом для театра?

- С 2006 года это здание передали нам, но нужны были деньги на его реконструкцию. Если честно, уже не верил, что когда-нибудь это произойдет. Но чудеса еще случаются. Новое здание - вот оно, наше, теперь родное!

- Что нового появится на сцене БДТ? Может, попробуете что-то из современного искусства?

- Это по-прежнему будет классический театр. Он при любой трагедийной ситуации должен оставить глоток воздуха, надежды, позитива, а не разрушения. Поэтому будет и классика, и современная драматургия, направленная на созидание. Поставим Гоголя, Шекспира, Мольера, Чехова. Все то, что не могли поставить на той сцене, в библиотеке. В проекте вместе с Борисоглебским театром сделать постановку «Ревизор» Н. Гоголя.

- А что хотела бы поставить труппа?

- По-моему, по вкусам мы совпадаем. Помню, когда взял пьесу Куни, все восприняли ее как легкомысленный шаг, затем смирились. И получили четыре Золотых Арлекина за работу.

- Кто ваш зритель в Балашове?

- Есть и зрители советских времен, люди среднего возраста, подростки, дети. Появляются молодые люди, приходящие парами, особенно им интересна классика. Уверен, в новое здание придут новые люди, следующее поколение зрителей.

- Нужен театр в провинции?

- Да! Ни один столичный или областной театр не закроет потребность в нем жителей небольших городов. Он должен быть свой, местный. Житель Балашова должен иметь возможность и право уважать, любить и гордиться своей малой родиной. Есть такой отзыв зрителей фестиваля «Театральное Прихоперье»: «Это нашему театру 100 лет?!». А зритель у нас культурный, театральный!

 

Смотрите также: