Забыты и разобщены? Михаил Лубоцкий - о творчестве, писателях, книгах

«Провозглашение Года литературы не означает, что нужно лишь в 2015-м вспомнить про литературу и чтение. Необходимо выявить все проблемы, которые накопились за последнее время, наметить пути их решения и начать двигаться в верном направлении. Не притеснять писателей и литературные журналы, а поддерживать и спрашивать, в чём они нуждаются сегодня», - подчёркивает саратовский детский писатель Михаил Каришнев-Лубоцкий.

   
   

Начинал как драматург

- Михаил Александрович, ваши книги не печатали вплоть до 90-х годов. Как вы не отчаялись за годы невнимания, не оставили писательства?

- Первые пять лет я шутил, что учусь в литературном институте заочно. Но когда вторая пятилетка невнимания стала подходить к концу, я сильно переживал. Раньше был единый Союз писателей РСФСР, люди пишущие хотели в него вступить.

Во-первых, это было престижно. Во-вторых, открывало дорогу к изданию книг и получению льгот. Меня в этот Союз не приняли, но можно было посещать их литературную студию, что я и делал. Начинал как драматург. Написал три первые пьесы и отнёс в союз на рассмотрение. Получил рецензию, в которой говорилось, что у меня хороший юмор и литературный слог, но занимаюсь пустяками, а советский писатель должен поднимать проблемы.

И в начале 1977 года меня посетила мысль написать сатирическую пьесу. Мои «Новые фарисеи» рассказывали о том, что в стране застой и нужна перестройка. Мол, никто уже искренне в построение социализма не верит: говорят одно, думают другое, делают третье. И одна «добрая» душа отнесла эту пьесу «куда следовало». Так с сатирой у меня не сложилось, и я решил заняться написанием детских рассказов и сказок. И вскоре понял, что хочу и могу писать для детей. И те книжки, которые я в те годы написал, сегодня стоят на полках и входят в московскую «Золотую библиотеку».

- Некоторые театры ставят спектакли по вашим произведениям. Видели ли вы эти постановки?

   
   

- В моих книгах почти нет взрослых персонажей - есть только дети и старики. Поэтому их сложно ставить на театральной сцене. Взрослые актёры жалуются на недостаток ролей, а детей порой некому играть. Тем не менее 30, а то и все 40 профессиональных театров (в основном провинциальных) перенесли на свои сцены моих персонажей.

Ни одного из этих спектаклей я не видел. Не приглашали, и о самой постановке я чаще всего узнавал совершенно случайно. Лишь в нескольких случаях всё протекало официально и мне перечислялся небольшой гонорар. Некоторые спектакли, кстати, проходили с успехом и приносили премии. К примеру, в Красноярском краевом кукольном театре в течение 15 лет шла пьеса «Приключения Лютика». Спектакль был отмечен призом «Хрустальная корона Сибири». Другая моя пьеса «Остров обезьян» с огромным успехом шла в молодёжном театре «Наш Дом» города Озёрска (Челябинская область. - Ред.). Был даже создан клуб фанатов этого спектакля.

Необходим анализ

- Как сегодня живётся писателям в нашем регионе?

- Некоторые думают, что у писателей много денег. Ничего подобного: на литературный заработок сейчас не проживёшь. Все писатели работают.

В регионе финансовую поддержку имеют лишь учреждения - театры, библиотеки, филармония. А писатели сами по себе. В советский период люди пишущие получали хорошие гонорары за рецензии, выступления в библиотеке, школе, заводском цехе. А сейчас, если повезёт, начислят гонорар за изданную книгу, и тот совсем небольшой. Но это не в Саратове, а в Москве! Раньше саратовцы читали многие произведения писателей-земляков, некоторые фамилии были на слуху. Сегодня же никого не знают.

Писатели разобщены. Единый Союз писателей РСФСР распался в 1991 году на несколько самостоятельных союзов. В Саратове сейчас существуют две писательские общественные организации: реготделение Союза писателей России и Ассоциация саратовских писателей. Есть также профессиональные литераторы, которые не входят в эти организации. И очень много дилетантов.

- А как обстоят дела с изданием книг?

- Действует областная программа издания социально значимой литературы за счёт бюджетных средств. Напечатанные благодаря этому книги поступают в библиотеки. В последний раз было принято решение начать переиздание книг лауреатов Алексеевской премии, чем сейчас и занимаются.

Проблема в том, что в области практически исчез анализ литературного процесса. Какие у нас есть писатели? Какого уровня? О чём они пишут? Имеются ли их книги в наших библиотеках? Никто этими вопросами не занимается. Необходимо провести анкетирование и выяснить, какие книги нужно издавать. В каждой библиотеке должны быть произведения наших земляков - Льва Кассиля, Алексея Толстого, Петрова-Водкина. Да, сегодня мало кто знает, что Петров-Водкин был не только выдающимся художником, но и талантливым писателем. Его замечательные повести «Хлыновск» и «Пространство Эвклида» должен прочесть каждый учащийся художественной школы. Нужно больше издавать хороших книг и для взрослого читателя, и для детей. Ведь писатели в регионе были, есть, будут.

Смелость от Гоголя

- Как вы думаете, достойно ли область проведёт Год литературы?

- Я уверен, что Год литературы достойно пронесут на своих плечах педагоги, библиотекари, работники музеев.

Они проведут всевозможные библионочи, литературные вечера, конкурсы чтецов, олимпиады. И у нас в районном центре дополнительного образования состоятся встречи писателей с читателями, будут представлены театральные постановки, подготовленные с учениками из соседних школ. Но вот что будет с книгоиздательством в регионе, с представлением произведений саратовцев, я сказать не могу. Не успеем оглянуться, как в сентябре в Москве откроется крупнейшая международная выставка-ярмарка. Туда ежегодно съезжаются представители издательств из разных стран. И хотелось бы, чтобы саратовский край имел там свой отдельный стенд. Тогда бы все увидели, что и в Саратове пишут хорошие книги и издательское дело у нас налажено не хуже, чем у других.

- Творчеством каких писателей вы восхищаетесь?

- Чтобы стать хорошим писателем, нужно очень много читать. В своём детстве в Хвалынске я лучше библиотекаря знал, какая книга на какой полке стоит.

 И дома у нас было много книг. Сейчас в который уже раз перечитываю Антона Чехова, Марка Твена, Валентина Катаева, Сергея Есенина, Владимира Маяковского... Любимых писателей у меня много. Особо восхищают произведения Николая Гоголя, который научил меня поэтической смелости. У него некоторые фразы построены таким образом, что, казалось бы, так по-русски и не скажешь, но всё литературно правильно. Современную литературу читаю меньше. В силу разных причин: книжки в магазинах сегодня стоят дорого, и нет уверенности, что прочтёшь их до конца. По интернету же я читать не люблю. До сих пор живёт во мне детская литература - Агния Барто, Сергей Михалков, Самуил Маршак, Корней Чуковский.

Досье: Михаил Лубоцкий родился 6 ноября 1948 года в г. Чапаевске Самарской области. Детство, отрочество и юность провёл в Хвалынске. С 1965 года живёт в Саратове. Окончил филологический факультет Саратовского пединститута. Является членом Союза писателей Москвы и Ассоциации саратовских писателей. Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую пьесу для детей, лауреат премии журнала «Мурзилка», лауреат Всероссийского литературного конкурса «Добрая лира», заслуженный учитель России, лауреат премий имени П. Ершова и премии А.П. Чехова, а также других литературных наград.