В Саратове обещали в течение года поднять стоимость проезда в автобусах, вот и поднимают. С апреля проезд подорожал еще на девяти маршрутах. Этот процесс будет продолжаться весной и летом. Можно ли как-то сэкономить на дороге?..
Устанавливают перевозчики
Всего пару лет назад проезд в Саратове стоил 23 рубля, и вот уже тридцать. С 1 апреля именно столько наличными (по карте 27 рублей) приходится платить пассажирам маршруток 55А, 83, 99, больших автобусов 2Д, 20, 22, 26, 28…
Повышение проходит по отработанному сценарию: раз тариф в Саратове принят нерегулируемый, то цены устанавливают сами перевозчики. За 180 дней до изменения тарифа они должны уведомить городской комитет дорожного хозяйства и сообщить об этом пассажирам, разместив объявление в салонах.
В 2019-м жителям удалось остановить подорожание: саратовцы создали петицию против повышения стоимости проезда, которая собрала тысячи подписей в интернете, и процесс на время остановился. Но подобный «подвиг» горожане больше не совершали, а потому услуга все дорожает. На некоторых маршрутках цены вырастут этим летом до 33 рублей.
«Оптом» выгоднее?
Многие саратовцы считают, что сэкономить на дороге в областном центре невозможно: не пешком же, в самом деле, идти из Ленинского в Заводской район?.. Однако можно воспользоваться электротранспортом - троллейбусами и трамваями. Что особенно ценно, граждане, не относящиеся к льготным категориям (льготники перемещаются по специальной транспортной карте), могут приобрести карту «Поехали». За 10 поездок, совершенных в течение 7 дней, нужно заплатить 245 рублей, за 20 поездок в течение 15 дней - 470 рублей, за 65 поездок в течение 30 дней - 1521 рубль. Если учесть, что стоимость проезда при наличной оплате составляет 30 рублей, безналичной - 27 рублей, то налицо небольшая экономия.
Но тут есть нюанс: с мая несколько основополагающих трамвайных маршрутов перестанут ходить из-за реконструкции путей, так что многим почитателям электротранспорта так и придется пересесть на автобусы.
Политолог Дмитрий Олейник высказывался, что было бы правильно вводить дифференцированные тарифы с бонусами, чтобы человек при пересадках платил минимальную доплату.
«А еще проще ввести в автобусах и маршрутках карты, как в трамваях и троллейбусах, - рассуждает саратовец Александр Григорьев. - Заплатил за месяц определенную сумму - и получаешь столько-то поездок. Как правило, покупать поездки «оптом» выгоднее, чем платить за каждую. Такая практика распространена во многих городах».
Вот только в Саратове даже речь не идет о подобном нововведении. Во-первых, все мы помним, как сложно с ноября прошлого года внедрялась карта для льготников: то терминалы не были установлены, то они не работали, то с перевозчиками не были заключены договоры… А во-вторых, никто не ставит себе цель, чтобы пассажиры экономили на проезде. Не для того оплата то и дело повышается.