Хозяева горы. Как застраивается коттеджами оползневая зона

Ольга Трушкина / Из архива

Чем выше над землей, тем чище воздух. и панорамный вид сверху просто фантастический: на Волгу, а то и на весь город, раскинувшийся как на ладони. Для этого никаких денег на строительство не жалко, особенно когда их девать некуда. Всё бы хорошо, вот только стройка ведется в оползневых зонах. Последствия оказываются предсказуемыми и плачевными как для новоиспеченных владельцев, так и для соседей.

   
   

Верхние и нижние

В городе выделено более 30 активных оползней. По логике строить в оползневой зоне должно быть запрещено, однако по сегодняшний день активно строят.

В редакцию обратилась Ольга Бушаева. По её словам, ситуация в Волжском районе, садовом товариществе «Пчёлка-2», сложилась критическая: дома вот-вот сползут с горы, и никто из должностных лиц, несмотря на подтверждаемые нарушения при строительстве коттеджей, не реагирует. Это тоже наводит на дурные мысли.

Наша экскурсия по Затону выглядит странно. Мы проходим мимо огромного особняка в трещинах, с перекошенными окнами.

«Этот дом завалился ещё в 2010-м, - рассказала Ольга Викторовна. - Владелец перенес инфаркт на нервной почве и тут же дом продал... А дальше идут дома в один кирпич, обшиты чем-то легким. Здесь серьезное строительство, в принципе, вести нельзя».

Поднимаю голову и вижу редкие домики, непонятно как очутившиеся посреди склона.

«Раньше они на самом верху были, их даже было не разглядеть, а потом начали ползти по склону вниз», - объяснила собеседница.

   
   

Наконец мы подошли к дому, доставшемуся ей по наследству от свёкра. Одноэтажное кирпичное строение 60-х годов рассчитано на трех хозяев. Бушаевой принадлежит треть.

Не так давно на самой вершине горы рядом с этим домом за высоким забором возведены двухэтажные коттеджи с бассейном.

«Когда началось строительство, был завезен щебень, поднят уровень земли, то есть произошло давление на грунт, - вспоминает Ольга Викторовна. - Вот тогда по нашему дому и проезжей части пошли трещины. Негласно в инженерной защите нам говорят, что нашему товариществу остался год-два. Вышестоящие дома сползут по склону на нижние».

Члены садового товарищества бьют тревогу.

Они обращают внимание на то, что соседский бассейн находится как-то слишком близко к их домам, и задаются вопросами: а куда же вода из него сливается? Почему сливная яма по плану меньше бассейна?.. А ведь в паре сотен метров вниз по течению находится городской забор.

С тем, что это проблема собственников товарищества, как пишут чиновники в ответах, советуя обратиться в суд, люди не согласны: в строительстве на берегу Волги заинтересован целый круг лиц.

«Разрешения не выдавалось»

Председатель комитета по строительству и инженерной защите администрации города Павел Овчинников отмечает, что возведение объектов капитального строительства, а также избыточное увлажнение грунта не допускаются без устройства комплекса противооползневых мероприятий.

А где они в Затоне?..

В конце августа прошлого года Денис Смирнов, на то время занимавший должность и.о. прокурора города, вынес мэру Михаилу Исаеву представление об устранении нарушений законодательства.

В документе указано следующее:

«Вопреки требованиям норм законодательства администрацией МО «Город Саратов» предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:010142:233 и 64:48:010142:239, полностью расположенные в зоне оползневых процессов. На данных участках возведены объекты капитального строительства: три жилых дома и бассейн. Вместе с тем, согласно информации администрации МО «Город Саратов», разрешения на строительство указанных объектов недвижимости уполномоченным органом не выдавались».

Однако дальше постановления дело не пошло.

Поэтому обращаемся c запросом в областную прокуратуру. Пусть специалисты объяснят законность возведения коттеджей на вершине горы, а заодно и бассейна.

Ответ, как обычно, опубликуем на страницах издания.

Мнение эксперта
Геолог Сергей Королев: «Тот, кто строит в оползневой зоне, нарушает земное спокойствие, бывает, подрезает склон, что вообще недопустимо. Чтобы склон не обвалился, владельцам домов нужно делать дорогие подпорные стенки. Для этого заказывать проект, в котором будет рассчитано, какая оползневая сила тянет грунт вниз. Необходимо, чтобы сооружение «вгрызалось» в коренные слои, вот тогда будет крепко. Это стоит больше дома. В Октябрьском ущелье делают подпорные стенки, но они все трещат. Там был процесс по поводу бассейна. Кто-то чего-то выбросил в воду… Нижних соседей затопило полностью, дом разрушился. Мощных подпорных стенок не было».