С 1 сентября вступил в силу новый закон, регламентирующий работу такси. Требования к перевозке пассажиров ужесточились. В Саратове эта услуга и так существенно выросла в цене. Куда же больше?..
Без договора никак
В одном из прошлых номеров мы писали, что, по оценкам саратовцев, за последние полгода поездка в такси подорожала примерно на 50%. Помимо «аппетитов» перевозчиков, выросли цены на топливо, значительно подорожали машины и запчасти к ним. Почти всегда агрегатор такси показывает повышенный спрос, независимо от того, в какой день недели и время суток ты пожелал поехать.
И вот теперь с 1 сентября действует новый закон, о котором задолго до осени пассажиров предупреждали таксисты: «Вам сейчас дорого? Подождите 1 сентября, когда закон вступит в силу, вот тогда посмотрите, кто и за какие деньги будет ездить».
Теперь работать могут те водители, у которых есть специальное разрешение. Причем если до недавних пор за него нужно было заплатить почти 700 рублей, то с 1 сентября оно выдается бесплатно. Нет специального разрешения? Тогда диспетчерские такси и агрегаторы попросту не передадут заказ. Чтобы получить разрешение юрлицу, индивидуальному предпринимателю, самозанятому, нужно обратиться в областной минтранс, МФЦ или же оформить через портал Госуслуг. Все эти списки формируются в региональном реестре перевозчиков.
Замначальника отдела регионального госконтроля в сфере перевозок пассажиров легковым такси минтранса Олег Буреев сообщил, что на сегодняшний день в области насчитывается 2581 действующее разрешение на работу. Причем таксисты стали активнее оформляться. Если в июле этого года было выдано всего 12 разрешений, то в августе-сентябре - более трехсот. Сейчас примерно 25-30% перевозчиков, по данным минтранса, работают без соответствующего разрешения.
Для того чтобы получить документ, необходимо соответствовать определенным требованиям, в том числе заключить трудовой договор с перевозчиком. К перевозкам не допускаются таксисты с неснятой или непогашенной судимостью по статье 328.1 Трудового кодекса «Ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями…».
Более того, таксистам нужно пройти аттестацию, подтвердить, что они знают, где располагаются администрации, больницы, школы, спортивные сооружения, памятники истории, культуры и так далее.
Лазейки найдём?
Саратовцы неоднозначно относятся к этой инициативе.
«Помню время, когда в Саратове машину рукой на дорогах останавливали, - вспоминает горожанка Оксана Еремина. - Если начнут сильно ужесточать требования к перевозкам, то многие таксисты уйдут в тень. И никакие рейды не докажут нарушений. Придем к тому, от чего ушли в 90-х».
Многие горожане задаются вопросами: зачем таксистам сдавать аттестацию на знание адресов объектов культуры?
«Таксист не экскурсовод, нам его знания по истории ни к чему: пусть просто по навигатору довезет из точки А в точку Б, - рассуждают саратовцы.
«А как по мне, то правильно, что сферу перевозок делают прозрачной, - рассуждает пенсионерка Алевтина Корягина. - Нас реально возят порой неизвестно кто и неизвестно как. Страшно сидеть на пассажирском сиденье: будто не в машине едешь, а на лошади скачешь. Не говоря уже о том, что водители сами не понимают, где и куда едут».
Знакомые таксисты отмечают, что нововведения еще только внедряют, в Саратове закон не заработал в полную силу. Но к концу года может заработать для всех.
«Возможно, прекратят таксовать те, кто таким образом подрабатывает после работы, - рассуждает женщина-таксист Елена. - Но, я думаю, что какой бы закон и правила ни ввели, мы все равно найдем лазейки. А что касается роста цены, то она и так скачет. Если вводить какие-то правила, то на оплату, чтобы она была фиксированной и понятной как для таксистов, так и для самих пассажиров. А сейчас пассажиры не знают, как «выстрелит» поездка, и мы не можем прогнозировать свой заработок. Вот этот вопрос нужно прорабатывать».