С риском для жизни. Кондиционеры в автобусах остаются роскошью

Оксана Родина / Из архива

На днях в Саратове произошло ЧП, которое было вполне прогнозируемым: в автобусе «Саратов - Энгельс» из-за духоты стало плохо парню... Пассажиры и пользователи соцсетей ополчились на водителя и кондуктора, отказавшихся высадить его вне остановки.

   
   

«Что за отношение?»

Итак, жаркий августовский день, Саратов, пробка на пересечении Чернышевского и Большой Горной. На видео, разошедшемся по соцсетям, слышны ругань, напоминания о главной ценности - человеческой жизни. Водитель и кондуктор отказывают в просьбе пассажиров позволить выйти на улицу парню, которому стало плохо, ссылаясь на то, что выходить из салона положено только на автобусных остановках. На кадрах видно, что автобус встал в пробке, как и вереницы машин за ним. Парня раньше так и не высадили.

Очевидец произошедшего сообщил федеральному телеграм-каналу, что в салоне стояла невероятная парилка, парень не мог стоять, падал на ступеньки… Сначала возмущались пассажиры, а затем горожане, узнавшие о произошедшем: «Что же это за отношение такое?»

Сама по себе ситуация никого не удивляет: в салонах душно. Если автобус едет, то хотя бы через открытые окна можно получить доступ кислорода. Но пробки в областном центре - дело обыденное, транспорт стоит, а пассажиры внутри изнемогают.

Август в этом году действительно выдался жарким. Пресс-секретарь министерства здравоохранения области Анастасия Усова сообщила, что за неделю в стационары Саратова из-за теплового удара были госпитализированы три пожилые женщины в состоянии средней степени тяжести.

Рекомендовать - не значит заставить

Специалисты регионального минтранса предоставили редакции следующий комментарий: «В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, в случае крайней необходимости допускается нарушение правил остановки в неположенном месте. Кроме того, водитель был обязан оказать помощь пострадавшему. Нами будет проведена проверка, дана оценка действиям водителя».

Автоперевозчики и вовсе отказываются комментировать произошедшее. Хотя в чем «корень зла», можно понять и без них. Достаточно открыть конкурсные документы на право получения свидетельства по осуществлению перевозок. В этих документах должно быть прописано обязательное наличие кондиционера. Отсутствует кондиционер в салоне - не участвуешь в конкурсе. А этого нет и пока не обсуждается.

   
   

Существуют только рекомендации. 31 января 2017 года распоряжением федерального минтранса был утвержден социальный стандарт транспортного обслуживания населения.

«Все транспортные средства рекомендовано оборудовать системами отопления и кондиционирования воздуха, настроенными на поддержание комфортной температуры в салоне в любое время года, - озвучила представитель пресс-службы ведомства Светлана Цаплина. - Температурный режим: не менее 12 градусов при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов, не более 25 градусов при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов. Каждый день транспортные средства проверяются. Если имеются нарушения, то транспорт не выходит на маршрут».

Почему не введено наличие кондиционера как обязательное условие, тоже понятно: это дополнительные затраты для перевозчиков.

«Если устанавливать кондиционер в «ГАЗель», то это обойдется примерно в 100 тысяч рублей, а вот если в большой автобус - то в 150-160 тысяч», - сообщил менеджер компании, занимающейся дополнительным оборудованием в автомобили.

Зато весной в Саратове подорожал проезд: было 23 рубля, а стало 29 рублей (обещалось повышение и качества услуг). Перевозчики хотели поднять еще на 30%, но тут уже возмутились горожане, так что саратовской мэрии пришлось писать в УФАС, и «фокус» с подорожанием не удался.

Хотя и с кондиционерами пока не срастается. Ими оборудован в основном междугородный транспорт. А вот на маршрутах городского сообщения - лишь малая доля.