В конце прошлого года между чиновниками и Саратовским епархиальным управлением возник очередной имущественный спор. На последнем в прошлом году заседании депутаты гордумы отказались передавать в безвозмездное пользование Русской православной церкви "особняк Тимофеева".
События последних лет показывают - даже решение высокопоставленных чиновников города не является гарантией того, что здание возвратят новому собственнику. Еще в 1998 году распоряжением Юрия Аксененко, экс-мэра Саратова, здание на Радищева, 24Б, должны были вернуть епархиальному управлению. В бывшей консистории должен был открыться учебный корпус духовной семинарии. Но как позже выяснилось - чиновник, работавший тогда в городской администрации, незаконно продал часть строения своей жене. Подвал несколько раз переходил от одного владельца к другому. В интересах епархии Волжская прокуратура обратилась в прошлом году в суд. Чем закончилась тяжба, пока неизвестно.
Новый имущественный конфликт разгорелся из-за памятника архитектуры, расположенного на пересечении улиц Вольской и Шевченко, в нем сейчас располагается аппарат главного федерального инспектора Саратовской области. Один из депутатов попросил своих коллег "не разбрасываться имуществом", так как строение по адресу Вольская, 55/29, никогда раньше не принадлежало Русской православной церкви. Другой народный избранник заявил - передача старинного особняка "вызовет непонимание представителей других религиозных конфессий". Еще один гордеп признался - он не возражал бы против возвращения здания, если бы его новым владельцем стал епископ Лонгин, избранный в Общественную палату России, а не епархия. После споров депутаты трижды безуспешно голосовали по данному вопросу, но к единому решению так и не пришли. Проблему назвали "политической" и отложили ее рассмотрение на неопределенное время.
Корреспондент "АиФ - Саратов" попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию епископа Саратовского и Вольского Лонгина:
- Сейчас Саратовское епархиальное управление находится в аварийном здании постройки середины XIX века. По стенам - и внутри, и снаружи - проходят трещины, которые делают угрозу обрушения вполне реальной.
Собственником "особняка Тимофеева" на Вольской церковь действительно не была. Но ей принадлежали многие другие здания в нашем городе - храмовые, жилые, приходские, школьные, - которые создавались на пожертвования, предназначенные для церкви. Некоторые из этих зданий сохранились до сегодняшнего дня, но они не возвращены и, скорее всего, уже не будут возвращены епархии просто потому, что были переданы в частные руки во время "дикой приватизации в период первоначального накопления капитала". Например, на улице Октябрьской, 41/43, где был храм Страстей Господних, сейчас спортивный клуб и киностудия, на Московской, 151, то есть в полковом храме во имя Святого князя Александра Невского - офис торговой компании. Возможная передача здания на Вольской или других помещений - лишь малая, "условная компенсация" за то, что было отнято, когда в стране господствовала коммунистическая идеология. Отголосок той эпохи прозвучал на заседании городской думы.
Очень характерен и небезопасен довод, произнесенный кем-то из депутатов во время дискуссии - о том, что "другие конфессии не поймут". Сегодня он возникает во многих спорах, и обычно как самый весомый аргумент "против". Исключительно против любых инициатив православной церкви или любых проявлений уважения к ней со стороны представителей государственной, муниципальной власти. Обратите внимание: никогда подобной заботы о религиозных чувствах не возникает, когда происходят события, оскорбляющие чувства православных верующих. К тому же, как правило, слова "другие конфессии против" произносятся тогда, когда сами религиозные организации и не думают протестовать.
Смотрите также:
- Новая жизнь старой улицы Челюскинцев. В Саратове ремонтируют фасады зданий →
- С. Овсянников. В модели реформы заложена конфликтность →
- 17 мая - День борьбы с гомофобией →