Как спасти сердца саратовцев?

   
   

Во всем мире смертность от сердечно-сосудистой патологии занимает первое место и составляет около половины в общей структуре. В Саратовской области эта цифра еще больше - 57%. Ежегодно в нашем регионе умирают около 44 тысяч человек, из них 25 тысяч - от сердечно-сосудистых заболеваний. От инфарктов и инсультов погибают мужчины в возрасте от 40 до 60 лет.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют: в результате активной хирургии у больных с заболеваниями сердца продолжительность жизни увеличивается на 10-15 лет. В Саратовской области операции на сердце проводятся в трех медучреждениях: НИИ кардиологии, в одной муниципальной городской и одной областной больницах. Сегодня тысяча пациентов области стоит в очереди на операцию на сердце. А их ежегодно проводится менее 200. По европейским стандартам, на 2,5 миллиона населения области в год должно проводиться 2,5 тысячи операций на сердце.

На здоровье нельзя экономить

После того, как президент Путин объявил о начале реализации национального проекта в области здравоохранения, ситуация начала исправляться. Во втором полугодии в областной больнице за счет средств областного бюджета начали проводить бесплатные малоинвазивные операции. На это выделены 16 миллионов рублей. До конца года будут выполнены не менее 200 бесплатных для пациентов операций.

По мнению именитых саратовских кардиологов, только строительство и оснащение нового кардиохирургического центра способно дать людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями шанс на жизнь. В течение 10 лет Вадим Прелатов - доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургии СГМУ - обивал чиновничьи пороги с идеей строительства в области современного кардио.хирургического центра. И вот на прошлой неделе благодаря ходатайству губернатора области Павла Ипатова и министра здравоохранения и социальной поддержки Алексея Сорокина депутаты областной думы приняли решение о выделении бюджетных средств на центр, способный спасти ежегодно жизни по меньшей мере двух тысяч жителей области.

На прошлой неделе профессора Прелатова вместе с депутатами облдумы пригласили к губернатору Павлу Ипатову. Об итогах этой встречи, своей работе и перспективах на будущее известный во всем мире кардиохирург рассказал редактору еженедельника "АиФ - Саратов".

- Наша кардиохирургия намного отстает от европейской?

- Отстает по техническому оснащению, а не по профессиональному уровню врачей. Купите технику - и область получит современнейший кардиоцентр. Кстати, впервые за последние 15 лет увидел заинтересованность власти, губернатора в том, чтобы открыть новый, современный кардиоцентр и спасти тысячи больных. Вопрос о покупке недостроенного здания хирургического корпуса медсанчасти подшипникового завода уже решен. Губернатор области Павел Ипатов поставил задачу к концу 2007 года завершить строительство и оборудование центра. В 2008 году он должен начать работать.

- Что вы говорили губернатору, депутатам?

- Что на здоровье экономить нельзя. На оборудование саратовского центра хватит всего 300 миллионов рублей. Они окупятся скоро. Много лет подряд говорю депутатам одно и то же: "Ведь вы живете здесь. Случись беда с вами или вашими родственниками, никого до Израиля или даже Москвы не довезут - не успеют". Мне непонятна политика и федерального минздравсоцразвития. В его недрах создается и финансируется программа по борьбе со СПИДом. От этого тяжелого недуга погибает один человек на миллион, а от болезней сердца вымирает вся Россия. Но федеральных программ по лечению болезней сердца почему-то нет. Да и в области при прежней власти почему-то с трудом решался вопрос о создании кардиохирургического центра. Отрадно, что новая команда губернатора отчетливо осознает всю серьезность проблемы и берется ее решить.

Цена спасения

- Расскажите о возглавляемом вами существующем кардиохирургическом центре при муниципальной больнице.

- Тридцать три года назад создан межобластной региональный кардиохирургический центр на базе 2-й городской больницы, уровень которого первоначально отвечал предъявляемым в то время требованиям. Сейчас положение дел иное: хотя на сегодняшний день центр располагает дееспособным квалифицированным коллективом специалистов, возможности его резко ограничены в силу изношенности морально устаревшего оборудования, требующего реконструкции и ремонта помещения. Но даже в таких условиях произведены 180 операций на "открытом сердце".

- Кто оплачивал операции до 1991 года?

- Тогда центр обслуживал больных из пяти регионов СССР. Такое положение устраивало всех, поскольку шли централизованное финансирование и снабжение аппаратурой и расходными материалами. Местная власть заботилась только о том, чтобы врачи были обеспечены хорошими помещениями. Потом система рухнула, и центр превратился в обычное отделение в муниципальной больнице, где почти не проводится бесплатных операций на сердце из-за недостатка средств. В последние 15 лет мы делали 180-200 операций на сердце в год, оплачиваемые, в основном, пациентами. Цена спасения жизни больного колеблется от 50 до 80 тысяч рублей, детей - 50 тысяч. Максимальная стоимость операции с протезированием клапана - 80-90 тысяч рублей. По социальным программам муниципалитет позволяет оказывать помощь своим жителям бесплатно, например, детдомовским детям. Но процент таких операций невысок - не более 10%.

Могли бы делать тысячу операций

- А как быть тем, у кого нет средств на операцию?

- За них должно платить государство. Поток больных огромный, и многие из них не имеют средств на оплату операции. Это тормозит нашу работу. Тысячи больных проходят у нас обследование, и только единицы находят деньги на то, чтобы продлить себе жизнь. Врачи центра оперируют бесплатно, и я лично тоже. Но очень дороги так называемые расходные материалы. На бесплатные операции в московских центрах по нацпроекту приходят квоты, а почему бы эти операции не проводить у нас?

- Операции на сердце делают еще и в областной больнице.

- Да, но, как и во всем мире, лечение ишемической болезни сердца, помимо операции со скальпелем, проводится и с помощью установки стента - спирали в сосуде сердца. Нарушения сердечного ритма устраняются путем вживления "водителей ритма". Современные технологии позволяют проводить малоинвазивные, то есть щадящие операции. Сложные, полостные операции на "открытом сердце" делают только в нашем кардиоцентре 2-й городской больницы.

- Значит, существуют две конкурирующие структуры?

- Нет. Мы не можем конкурировать. За все эти годы специалисты областной больницы не смогли начать крупные кардиохирургические операции. Поэтому мы - монополисты в этом направлении. В год нам нужно делать не 180, а 2,5 тысячи операций. Мы делали предварительные расчеты и пришли к выводу, что в первый же год работы нового кардиохирургического центра смогли бы сделать там более 500 операций, а на следующий - около 1000. Тогда мы поможем подавляющему большинству пациентов. Хирурги готовы работать, но нам нужно финансирование. Кстати, у нас лечатся люди из других регионов. Сейчас в палате есть больные из Астрахани, Тамбова и Волгограда. Иногда ко мне приезжают больные из Краснодара, где я работал руководителем кардиоцентра.

- Получается, тысячи человек погибают, так и не получив помощи от государства?

- Да. Их можно было бы спасти при условии нормального финансирования. Поэтому, я считаю, области как воздух нужен кардиохирургический центр. Хорошо, что и губернатор, и министр здравоохранения, и депутаты это понимают.

- Есть ли в области специалисты, способные работать на ультрасовременном оборудовании?

- Подготовленных специалистов не только в Саратове, но и во всей России, не так много. Ведь для подготовки кардиохирурга требуется около 10 лет непрерывного труда. Для этого нужна настоящая школа. За 10 лет я подготовил первоклассных хирургов, которые могут работать на моем уровне. За один-два года сделать это невозможно. Другой выход - приглашать светил из Москвы или Питера за 5-6 тысяч долларов в месяц.

Команда профессионалов

- Сколько человек в области могут оперировать сердце?

- Оперируют три бригады, которые возглавляю я и два моих ученика - Игорь Глушач и Владимир Ефстифеев. Мы можем в день делать по одной операции, даже по две. Я горжусь и своими учениками, и всей командой профессионалов. Например, у нас выдающиеся специалисты по аппарату искусственного кровообращения (перфузиологи) - Александр Титенко и Дмитрий Северный, три кардиоанестезиолога - Тамара Игнатова, Игорь Бауков и Елена Берцева. Они позволяют мне работать безбоязненно. Например, в первые годы работы в Саратове я жил на работе, в своем кабинете, только потому, что не было тех, кто мог бы меня заменить.

- Кто ваши учителя?

- Мой первый учитель - Вячеслав Францев, второй - Борис Петровский. Ему я обязан своим становлением. Лет 30 работаю в кардиохирургии. Побывал на стажировках во многих странах мира: США, Австрии, Шотландии, Германии, ежегодно езжу на съезд нейрохирургов Европы.

наша справка

Давняя дружба, основанная на профессиональном уважении, связывает Вадима Прелатова с мировыми светилами: Вольнером (Австрия), Муртра (Испания), Борст (Германия), Черни (Чехословакия), Барнард (ЮАР), выполнившим первую трансплантацию сердца в мире, Байли (США), выполнившим первую трансплантацию сердца новорожденному, Ноэлем Гонзалесом (Куба), Дебейки (США), с которым Прелатов принимал участие в совместной советско-американской работе по созданию экспериментального искусственного сердца.

Смотрите также: