Урожай, прощай. В нескольких районах прошёл крупный град

За считанные минуты грядки оказались под толстым слоем льда. © / Фото из соцсети / Кадр vk.com

Для многих хозяйств посевная сложилась довольно успешно. Но полчаса природной стихии перечеркнули усилия нескольких месяцев. 13 июня выпал крупный град. Жители области делятся в соцсетях фотографиями льда размером с куриное яйцо, а фермеры пытаются спасти, что ещё можно, и подсчитывают убытки.

   
   

Опасные явления

В региональном министерстве сельского хозяйства приводят такие данные: ливни и град нанесли урон без малого 16 тысячам гектаров посевов в 31 хозяйстве области. Это Ртищевский, Екатериновский, Аткарский, Турковский, Перелюбский районы. Пострадали ячмень, озимая и яровая пшеница, кукуруза, свёкла, гречиха… Этот список можно продолжать.

Примечательно, что из всех этих хозяйств посевы были застрахованы только в одном. Хотя при страховании урожая с господдержкой предоставляются субсидии: возмещаются затраты на уплату страховой премии, начисленной по договору сельхозстрахования.

Катаклизмы, или, выражаясь по-научному, опасные метеорологические явления, в нашей области не редкость. Однако хотя бы отчасти обезопасить посевы, чтобы возместить затраты, аграрии почему-то не желают. Так почему же?..

Об этом и о причиненном ущербе мы спросили у сельхозпроизводителей Ртищевского района, наиболее пострадавших от стихии.

«Страхование идет после посевной, а в нашем хозяйстве она ещё не закончилась: есть заболоченные участки, - признается Алексей Кондрашин. – Град повредил 700 гектаров, 200 из них не подлежат восстановлению. На 500 гектарах урожайность будет ниже. Насколько ощутим ущерб по деньгам? Один гектар дает где-то 150 тысяч, - размышляет аграрий. – Вот и считайте…»

Предстоят миллионные траты

В другом ртищевском хозяйстве не меньше ощутили воздействие природных катаклизмов.

   
   

«Полторы тысячи гектаров подсолнечника придется пересевать, - отмечает Сергей Санинский. - По трем культурам урон на 2300 гектарах… Катастрофическая ситуация. Полтора месяца работали, а в итоге всё погибло. Теперь миллионы и миллионы незапланированных трат: на семенной материал, защиту растений. Опять-таки недополученная прибыль. Никто не проинформировал, никаких сведений не было».

Сергей Александрович также сообщил, что поля не страхует, нет такой практики.

В разговоре с другими сельхозпроизводителями также выяснилось, что и полис дорогой, и волокиты в случае ЧП очень много. Хорошо ещё, если не впустую.

Если поля было невозможно спасти от града, то можно было укрыть, хоть как-то обезопасить собственные огороды. В личных хозяйствах Ртищевского района выживут разве что чеснок и кое-где картошка. От помидоров и огурцов остались одни палки и листья.

Уже сейчас мы можем предполагать, что стихия скажется не только на аграриях, но и на каждом из нас. Что в условиях пандемии, растущей безработицы и экономического кризиса более чем нежелательно.

Мнение эксперта
Руководитель регионального Гидрометцентра Михаил Болтухин: 12 июня мы предупреждали об опасных метеорологических явлениях. Нас часто критикуют за термин «местами», но по-другому не скажешь: град прошел не везде. А поскольку явления локальные, то метеостанция их не зафиксировала. Так что пусть не говорят о том, что это было неожиданно. В мае-июне на нашей территории опасные явления довольно распространены. Если поля застрахованы и информация об ущербе от стихии подтверждена, то выплаты будут. Аграриям следует оперативно сообщать об ущербе. Наш представитель выезжает на место и по косвенным признакам определяет причины гибели урожая. Это делается в течение трех суток после града. О себе нужно оперативно побеспокоиться.